Человек на земле

В белорусской глубинке граждане бывших союзных республик смогли реализовать главное право человека - право на труд Почти ежедневно на командировочных дорогах я встречаю десятки иностранцев, работающих на полях Беларуси: украинцев, молдаван, армян.
В белорусской глубинке граждане бывших союзных республик смогли реализовать главное право человека - право на труд

Почти ежедневно на командировочных дорогах я встречаю десятки иностранцев, работающих на полях Беларуси: украинцев, молдаван, армян. Под Городком, в Чашникском, Толочинском, Ушачском и других районах Витебщины. Но как хочется это слово - иностранцы - взять в кавычки. Ведь десятки лет жили одной семьей. Я и сама когда-то с удовольствием ездила со студенческими стройотрядами на плантации Крыма и Молдавии...

Какая сила поднимает сегодня людей с обжитых, насиженных мест и гонит за тысячи верст от дома? Чтобы выполнять, кстати, в общем-то трудоемкие работы - полоть свеклу, ухаживать за скотиной.

Оказывается, ответ прост: стремление не оказаться на социальной обочине. Заработать деньги, прокормить семью. Фактически осуществить главное право человека - право на труд.

В совхозе "Кубличи" Ушачского района с ранней весны живет молдавская семья Майи и Константина Друмя. С двумя малышами: дочери Ирине - 5 лет, а Ванечке - полтора года. Хозяйство выделило для приезжей семьи пустовавший, но теплый и просторный дом. В горнице - прибрано, чисто. В огороде - картошка, огурцы, помидоры. Еще весной соседи поделились семенами и рассадой. Словом, обжились по-людски. И пока Костя на работе, мы с молодой мамой Майей ведем разговор "за жизнь".

- Как рискнули с такой малышней в неближний свет?

- А у нас не было другого выхода. В Молдове на работу устроиться очень трудно. Разве что в Кишиневе, но там нужна прописка. А район, где живем мы с мужем, далеко от столицы. Хозяйства у нас распустили, землю раздали людям, тем, кто на ней работал, - по трудовому вкладу. К примеру, моя свекровь - землевладелица. У нее гектар земли. Правда, участок по жребию попал не самый лучший. Растут виноград, сливы, сеем кукурузу и фасоль. Но надо еще хлеб где-то покупать. Молодым земля не положена. Они не работали в хозяйстве.

Мы с мужем 8 лет ездим по свету в поисках заработков. До этого работали в России. Там, как правило, расплачиваются продукцией - зерном, сахаром. Все это надо еще продать. Добыча денег растягивается на долгие месяцы, а детей кормить надо каждый день.

В нашей стране безработным родителям платят только пособие на детей. На Ваню положено на ваши деньги около 5 тысяч рублей. На Иру - примерно полторы тысячи. На эти деньги я могу купить лишь килограмм масла и 2 - 3 - макарон.

- Вы сказали, что уже 8 лет мотаетесь по свету, а задержаться подольше решили именно в Беларуси. Почему?

- Поиски счастья на чужбине - рискованное предприятие. Можно отработать лето, а осенью ничего не получить. Особенно, если поменялся руководитель, а договора на бумаге не существовало. Наученные горьким опытом, сейчас многие стремятся трудовой договор заверить у нотариуса. Мы сюда приехали потому, что в прошлом году в этом районе работали родственники. Они и рассказали, что люди тут совестливые, отзывчивые. Написали письмо директору совхоза и приехали. Самое главное - тут платят "живые" деньги. Меньше 250 тысяч в месяц мой Костя не получал.

Замечу, не стоит удивляться и завидовать таким заработкам, как это делают, чего греха таить, некоторые сельчане. Костя - пастух. Он с ранней весны пасет 120 телят. Иногда - круглые сутки. Привесы в его стаде за прошлый месяц составили 1.200 граммов в сутки. Директор совхоза Александр Есипов говорил не одному своему работнику: трудись и ты, давай результаты, будем платить. По труду и отдача.

Молдавская семья продукты берет в совхозной столовой, заказывает яйца, колбасу. Платит 30 процентов от стоимости, как и местные механизаторы. Остальное доплачивает хозяйство. За аренду дома расходы тоже берет на себя совхоз.

В этом же районе работают два брата Кости и сестра Вера. С семьями.

Молдавские семьи, работающие в Ушачском районе, всерьез подумывают о том, чтобы остаться жить в Беларуси.

- Я бы этого очень хотела, - говорит Майя.

Вера, Костина сестра, тоже собирается остаться в Беларуси с семьей. По крайней мере, на ближайшую зиму. Дочку, семиклассницу Лену, определяют в белорусскую школу. Уговаривает гостей из Молдовы остаться и директор совхоза Александр Васильевич Есипов. Хозяйству нужны рабочие руки.

Не могла не спросить и о том, как приняла белорусская деревня чужаков. Майя хвалит соседей, благодарит "дядю Володю и тетю Нину Морозовых, дядю Володю и тетю Соню Сталигиных, тетю Маню Апенок... Люди у вас такие, что никогда не бросят в беде..." Конечно, будет несправедливо, если рисовать жизнь в Беларуси только розовыми тонами. Проблем множество, и они достают каждого из нас. Вот и заместитель председателя Ушачского райсельхозпрода, который сопровождал меня в поездке, был вынужден ставить свою машину на косогоре, чтобы завести мотор с разбега. В совхозе "Ушачский" на машинный двор притянули трактор прямо с плугами - стал на поле. Не хватает денег у хозяйства на запчасти, топливо, масла...

И все же белорусы не нищенствуют. Давайте посмотрим правде в глаза и скажем добрые слова в адрес Президента - что не торопилась республика с радикальными реформами в сельском хозяйстве, во главу угла поставив интересы простых людей, тех, кто трудится на земле.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter