Почему некоторые люди не изменяют первому рабочему месту

Человек на своем месте

Молодые специалисты нечасто закрепляются на первом рабочем месте. Ищут, где лучше, прибыльнее, престижнее. Их право. Но есть и другие. Те, кто придя после школы или техникума в колхоз или на завод, никогда больше ему не изменяли. Наш собственный корреспондент отыскала на Могилевщине специалистов, чей стаж измеряется десятилетиями, а в их трудовых книжках — одна–единственная запись.

Пригодился, где родился

В СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района Николай Даречкин подрабатывал еще 10–летним пацаном — помогал на жатве старшим братьям–механизаторам. Как исполнилось 17, официально устроился комбайнером. С той поры — почти 30 лет без малого — работает в родном агрогородке Вишов. Хотя мог бы жить в столице:

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОАО «КОЛХОЗ «РОДИНА»
— Когда служил в армии, в спецбатальоне милиции, получил заманчивое предложение — остаться в Минске. Но в деревне меня ждали родные. Я рано женился — в 17 лет, с невестой был знаком со школьной скамьи. Вот и вернулся, о чем не жалею. Конечно, бывали и нелегкие времена. При Союзе запчастей к тракторам было не достать, а ломалась техника часто. Да и благ, какие сегодня предоставляет государство молодым специалистам, у нас не было. Мы с женой жили у ее родителей, и лишь лет 10 назад получили от хозяйства квартиру. А нынче семейным сразу и домик дают с удобствами, и подъемные. Бонусы вообще с годами множатся. Хозяйство и некурящих поощряет, и за стаж доплачивает, и стипендии за хорошие успеваемость и поведение школьникам и их родителям платит.

— Несмотря на стимулы, молодежь не хочет всю жизнь пахать в сельхозпредприятии. Неужели у вас ни разу не возникло мысли сменить работу?

— Это сегодня модно рассуждать, что каждые 5 — 7 лет работу надо менять. А зачем, если все устраивает: и зарплата, и коллектив, и условия труда? У нас техника сегодня прекрасная. У меня три машины — трактор МТЗ, кормоуборочный комбайн «Ягуар» и зерноуборочный бельгийский «Нью Холланд». Я их единственный хозяин, потому берегу как собственные.

Первый личный автомобиль 46–летний Даречкин купил лет 15 назад. Теперь машина есть и у его дочери. Юрист по специальности, она тоже вернулась в родное село. Николай не скрывает:

— Сельский труд нелегкий — в 7 утра уже на работе, в 7 вечера — еще на работе. Когда уборочная, задерживаешься в поле до 9 — 10 вечера. Так ведь это и ценится. За один месяц в этом году заработал более 2 тысяч 500 рублей. Осенью и зимой заработок меньше, рублей 600 — 700. Но выручает система поощрений. У меня, помимо прочего, теперь есть пожизненная прибавка за трудовые заслуги — 5 базовых ежемесячно.

Медаль «За трудовые заслуги» Даречкину вручили 2 года назад. До этого не раз поощряли на областных и республиканских «Дажынках». А еще он — заслуженный работник СПК «Колхоз «Родина». К этой награде тоже полагалась премия — 10 базовых величин. Даречкин признается:

— Награды — прекрасный стимул для тружеников. Но и ответственность большая. Перед собой, коллективом, который ты не вправе подвести. Ведь эти люди за тебя голосовали, твое руководство создало все условия, чтобы ты достойно работал и жил. Так разве можно на что–то променять такую «Родину»?!

Пенсия подождет

Могилевчанин Валерий Зубрицкий на завод «Электродвигатель» пришел в 1966 году. Помощником слесаря в инструментальный цех. Через полгода 16–летний паренек стал уже слесарем 2–го разряда. Через 9 лет дорос до самого высокого 6–го разряда и должности бригадира. На вопрос, почему выбрал этот завод, с гордостью отвечает:

ФОТО ОЛЬГИ КИСЛЯК.
— При Союзе сюда было не попасть — такая конкуренция! Брали лучших из лучших. Меня привела за руку старшая сестра Валя, паявшая тут контакты для машинных моторов. На «Электродвигателе» после школы — а она ее окончила с золотой медалью — работала и вторая моя сестра Тома. Так что династию Зубрицких тут знали и уважали. «Электродвигатель» вообще был настоящей кузницей кадров. Предприятий в городе — раз–два и обчелся, а когда построили «Химволокно» и другие крупные заводы, именно наших специалистов туда и переманивали.

— А вас почему не переманили?

— Приятель, с которым мы были дружны со школы, дослужившийся до директора завода, звал к себе. Сулил приличную зарплату. Но я по натуре человек постоянный. Никогда не изменял не только родному предприятию, но даже цеху. Нравилось мне тут. Тогда на заводе около 5 тысяч человек трудились, только в нашем цехе — под 300 слесарей. Со временем, конечно, многое изменилось. Теперь на предприятии — 1.651 человек. И молодежь сюда идти не хочет. Мол, шумно, грязно... Но я так думаю — у них просто нет желания работать по–настоящему, засучив рукава. У нас в цехе только один токарь молодой — 32 года. Остальным по 58 — 60 лет. Не уходят, потому что знают: будешь вкалывать, будут и достойное отношение к тебе, и достойная зарплата, и прочие бонусы. Если все мои нагрудные знаки за хорошую работу собрать — места на пиджаке не хватит.

Есть у Зубрицкого и медаль «За трудовые заслуги». А еще — немало спортивных наград — за родной завод он и в хоккей играл, и в теннис, и на лыжню выходил. И теперь каждое утро начинает с зарядки:

— По молодости, после армии, хотел с приятелем в летное училище поступать, вот спортом и увлекся. Но — не поехал. А мог бы, как он, в столице жить.

— Жалеете? Более 50 лет на одном заводе — скучно, наверное. А было бы — небо, романтика...

— Я вот купил домик в деревне под дачу — рядом своими руками новый поставил. Скучно только лодырям бывает. Чтобы жить хорошо, вкалывать надо. Я в 22 года женился, и сразу взял «Запорожец», а вскоре поменял его на «Москвич». Мне тогда вся улица завидовала — ни у кого такой машины не было, тогда ведь годами на авто деньги собирали, в очередях стояли.

Машин Валерий Петрович сменил немало. Говорит, его зарплаты с доплатами за стаж, профессионализм хватило не только себе, но и сыну хороший автомобиль справить.

— А о чем теперь мечтаете? — интересуюсь у 67–летнего оптимиста.

— Скоро контракт истекает. Мечтаю, чтобы продлили — на пенсию не хочется. Не умею я сидеть без дела. Движение — это жизнь. А я планирую дожить минимум до 91 года. Гены хорошие: отец до 94 дожил, мать — до 92, тетя и вовсе — до 102. Любимая семья, любимая работа — в этом, наверное, и есть секрет счастья и долголетия.

Осознанный выбор

В то, что кто–то с детства мечтает стать дояркой, современной молодежи наверняка поверить трудно. А Татьяна Попова — мечтала. В филиал «Белшина–Агро» открытого акционерного общества «Белшина» она пришла сразу после школы. Сегодня ей 48 лет, из которых вот уже 27 она — на ферме. Передовичка, удостоенная медали «За трудовые заслуги», искренне не понимает, почему люди летают с места на место:

ФОТО БЕЛТА.

— Теперь молодым подавай сразу все на блюдечке: жилье с удобствами, должность не ниже министерской, зарплату шикарную. А мы, 16–летние, выросшие в селе, к нелегкому труду с детства были приучены. В четыре утра — подъем, свою скотину накормишь, сапоги резиновые нацепишь и — бегом на ферму. Коровок доить. Первая дойка ведь в половине пятого. Последняя — в 7 — 10 вечера. И ничего. Справлялись. И на себя времени хватало: на мужа, детей, свое хозяйство.

Дети Поповой уже взрослые, внуки подрастают. А Татьяна, за годы работы которой на предприятии сменилось множество руководителей, остается на одном месте. И уверяет, что ей оно не надоело:

— Профессию надо выбирать осознанно, а не гнаться за тем, что модно. Тогда она будет не в тягость, а в радость. Я, например, животных люблю с детства, понимаю их, жалею. У колхозных буренок кличек нет, только номера — их ведь в стаде около 60. Но я их различаю. Ту, что под номером 39.360, я ласково зову Мелкой. Она как дите малое ко мне ластится. Добрая очень. А есть коровы вредные, с гонором. К ним особый подход нужен.

Зарплата доярки — рублей 700. А работа тяжелая. Но Татьяна Адамовна на жизнь не сетует:

— Было бы худо, никто бы тут не задержался. А у нас в хозяйстве не одна я старожил. Алла Малиновская — доярка с большим стажем, Михаил Ананич лет 25 тут слесарит. Условия работы с годами намного лучше стали, фермы — чище и аккуратнее. Так что до пенсии я отсюда не уйду. Надо и внукам, и детям помогать. А мои дети не стесняются, что их мама — доярка, а гордятся мной. А это ведь очень важно — чтобы и дома, и в коллективе тебя поддерживали.

olgak53@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter