Человек “мелиоративный”

Летом этого года учащийся десятого класса минской политехнической гимназии № 6 Всеволод Игумнов был признан одним из победителей престижного Стокгольмского международного водного конкурса В знак признания научной и практической ценности его работы Всеволоду вручен почетный диплом. В церемонии награждения принимала участие кронпринцесса Швеции Виктория.

Кто привел минского школьника к такому успеху? Руководитель Игумнова — Валерий Трибис, ведущий научный сотрудник Института мелиорации Национальной академии наук Беларуси, уже 22 года ведет секцию космической биологии научного общества учащихся.
Работа с одаренными детьми в стенах Института мелиорации началась в 1985 году, за это время Валерий Трибис дважды удостоен высокого звания лауреата Специального фонда при Президенте Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Грамотами упомянутого фонда и многочисленными международными призами отмечены и многие его ученики при Республиканском экоцентре детей и юношества. Вместе с одаренными детьми на базе Института мелиорации с участием заслуженного изобретателя Беларуси профессора Виктора Кондратьева были выполнены научные исследования, на основе которых детьми как соавторами получено два патента.
Было много проектов и разработок по улучшению мелиоративного состояния территории республики, известной в прошлом в Европе как край лесов и болот. Их реализация изменила облик нашей земли, дала возможность включить в хозяйственный оборот почти 3 миллиона гектаров потенциально плодородных земель. Сейчас нередко можно слышать: а нужно ли было это делать? Ведь не все, содеянное мелиораторами, пошло для блага человека. Практически исчезли малые реки, а с ними и неповторимые природные ландшафты. Всеволод Игумнов наверняка их не помнит, но возникает вопрос: откуда же берется стремление сделать окружающую нас природу лучше?
Человек с целью выживания постоянно использовал те или иные мелиоративные приемы. В переводе с латинского “мелиорация” означает “улучшение”. Это, пожалуй, самая главная составляющая данного вида человеческой деятельности и самая основная ее ценность. Так было всегда, когда осваивали Понтинские болота в Древнем Риме, отвоевывали землю у моря в Нидерландах, строили на болотах Петербург, осушали непроходимые болота в белорусском Полесье.
Мелиоративная наука Беларуси признана в мире, но главное, может быть, заключается в том, что мелиорированные земли эффективно работают практически в каждом сельскохозяйственном предприятии страны. Это не означает, что сейчас нет проблем. Мелиорация всегда была в центре общественного интереса, переживала времена небывалого взлета и падения интереса, жарких дебатов и забвения. Но, что бы ни говорили, три миллиона гектаров мелиорированных земель — это наше национальное достояние. Это наша земля, и другой во многих районах попросту нет. В стране сохранилось почти 1,5 миллиона гектаров “живых” болот. Им ничто не угрожает, нового осушения республика не ведет более 15 лет, и в ближайшие годы оно не планируется. Главная задача мелиорации сегодня — сохранить все лучшее, способное обеспечить эффективное сельскохозяйственное производство, в значительной мере содействовать возрождению села, поскольку в среднем на каждое коллективное хозяйство в Беларуси приходится более 1,5 тысячи гектаров мелиорированных земель. Можно ли это сделать и стоит ли государству напрягаться?
Ответ на этот вопрос должны дать наука и практика. Практика голосует “за”, доказывая жизненность мелиорированного гектара приростом зерна, кормов, молока и мяса. В наших хозяйствах есть “человек мелиоративный”. В разных частях белорусского Полесья трудятся талантливые люди, на деле решающие задачу вырастить два колоса там, где раньше рос один или ни одного. По дороге из Пинска в Столин раскинулись мелиорированные земли СПК “Федорский”. Его руководитель Григорий Алексеевич Демко говорит: “Если бы не мелиорация, полешуки бы вымерли”.
Другой пример. Любанщина — исторический центр мелиорации Беларуси. Еще два десятилетия назад в колхозе “Чырвоная змена” этого района жило пять Героев Социалистического Труда. Сегодня такого количества героев нет во всей республике. Но одержимых специалистов — немало. СПК “Полесье”, полностью расположенный на осушенных угодьях, как мудрый лоцман, ведет Нина Викентьевна Железнова, своими руками и руками своих коллег создающая новое мелиоративное земледелие и новую экономику.
Как сложится судьба минского школьника Всеволода Игумнова? Возможно, он не станет профессиональным мелиоратором. Но в одном не сомневаюсь: то, что он приобрел в юные годы, ему в жизни пригодится.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter