Как житель Дубровенского района преодолел тягу к спиртному и стал одним из лучших дояров Витебщины

Человек, круто поменявший судьбу

Оператор машинного доения Юрий Курашевич с фермы «Старая Буда», что на Дубровенщине, — человек уникальный в своем роде. В минувшем году он надоил 8.473 килограмма молока на корову. Это — лучший результат в районе. И более чем вдвое превосходит средний областной показатель. Также в 2016–м Курашевич дважды выиграл ежемесячное профессиональное состязание среди коллег Витебщины. Примечательно, что из представителей сильного пола, претендовавших на этот титул, он был единственным. Трудно поверить, но когда–то один из лучших дояров Витебщины слыл запойным пьяницей. Раз пять кодировался, побывал в ЛТП... Правда, последние три года Юрий к алкоголю не притрагивается. На ферме практически днюет и ночует. Как ему удалось вырваться из цепких объятий зеленого змия и стать передовиком производства? Едем в гости к дояру.

* * *



«Старая Буда» принадлежит сельскохозяйственному филиалу имени Юрия Смирнова ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов». Обыкновенная ферма в одноименной деревне у шоссе Минск — Москва. С молокопроводом. Первое, что увидел, когда глаза привыкли к приглушенному свету в помещении, лежащую у прохода корову. Встретивший меня Курашевич объяснил:

— Это — Квишка. У нее проблема с выменем. Ветврач ей укол сделал. Она спит. За пару дней вылечим.

Юрий пригласил меня в кабинет бригадира Розы Османовой. Это, к слову, она придумывает животным клички. Говорит, что Зорьки и Буренки наскучили, поэтому на ферме обитают Королева, Флейта, Дунайка и еще 140 буренок с не менее креативными именами.

Курашевич живет на станции Осиновка, километрах в трех от «Старой Буды». Там когда–то его мама Зинаида Максимовна трудилась на железной дороге. Папа Михаил Михайлович, которого уже нет в живых, работал на складах хлебокомбината. Рассказывая о далеком детстве, а родился Юрий в 1967–м, Курашевич в первую очередь вспоминает про рыбалку на озере и про любовь к кинематографу:

— До 6–го класса я отличником был, а потом в кино первый раз попал, посмотрел «Золотое руно». С тех пор — учеба по боку! На первом месте стали походы в клуб, компании. Я однажды к тетке должен был ехать в Белгород на зимние каникулы. Так из–за премьеры «Пиратов XX века» поездку перенес. Чтобы фильм посмотреть, Новый год готов был встретить в поезде.

Чувствуется сразу: собеседник — человек азартный. Когда учился в дубровенском ПТУ на тракториста, поспорил с однокурсниками, что с товарищем за два часа разгрузит 60–тонный вагон:

— Несмотря на природную худобу, я — жилистый, сильный. Вагон мы разгрузили. Получили 60 советских рублей на двоих. Но сделали это не ради денег, а ради принципа.

После училища Юрий отработал посевную и уборочную в родном совхозе и ушел в армию. Служил в разведроте. Это, кстати, единственная тема, о которой он принципиально вспоминать не хочет. А вот из того, как пристрастился к алкоголю, секрета не делает:

— После службы вернулся, устроился на железную дорогу электриком. Тогда и стал выпивать. Уезжал, было дело, на Брестчину. Там познакомился с будущей женой, которая в колхозе дояркой работала. Вместе на ферме трудились, вместе и на стакан «наступили». Там дочка часто болела. Врачи посоветовали сменить климат. Так я с семьей вернулся в родные места.

Бывало, в запой Юрий уходил на месяц. После кодирования держался какое–то время и снова срывался.

* * *

Чтобы раздобыть денег, Юрий собирал бутылки, рубил дрова соседям. Выпив, обычно шел спать. Лишь изредка цеплялся к молодежи, чтобы вспомнить, как школьником дрался на танцах с мальчишками из окрестных деревень. А три года назад Юрия определили в ЛТП в Витебск. Перед отъездом он выпил две бутылки вина, но разговор, состоявшийся по дороге с участковым инспектором Дубровенского РОВД Игорем Дикаревым, запомнил хорошо:

— Инспектор укорял, говорил, как ему надоело возиться со мной. Я слушал, а затем выдал: «Владимирович, вернусь из ЛТП, пить брошу!»

С тех пор Курашевич действительно в завязке:

— Я, если слово дал, — сдержу! Кроме ЛТП, я ведь еще и на зоне побывал — за неуплату алиментов. Там баек наслушался, как один по пьянке искалечил кого–то, другой — зарезал. Не хочу я себе такой судьбы...

Первый год без спиртного дался тяжело. Так и подмывало опрокинуть рюмку. Сейчас Юрий не пьет вовсе. Даже пиво. Все свободное время посвящает работе. Без выходных и отпуска. Животные, говорит бригадир Роза Османова, чувствуют, что Курашевич о них заботится, и отвечают ему взаимностью:

— Буренки на дойку к нему охотно идут, оближут его с ног до головы! Работа на ферме тяжелая: здесь слесарничать надо, плотничать, кормить, убирать, телят помочь загрузить в прицеп, когда их отправляют на доращивание. Юрий ни от какой работы не отказывается. Если попросят, и молокопровод починит, и транспортер.

Зарабатывает Курашевич хорошо. В месяц тысяча рублей выходит, а то и больше. Деньги Юрий тратит на полезные вещи:

— Мотоблок приобрел, чтобы огород возле дома обрабатывать. Недавно велосипед на мотоцикл поменял, чтобы с фермы, где приходится с 5 утра до 9 вечера задерживаться, домой в Осиновку можно было крутануться, матери по хозяйству помочь.

Когда я собрался уезжать, Юрий признался, что жалеет о загубленных молодых годах, которые проспал в пьяном угаре:

— С женой мы уже 5 лет как не вместе. У нас три дочери, в отношении которых мы лишены родительских прав. Старшие в Орше живут с мужьями. Третий внук у меня недавно родился. Младшей дочке — 18. Она в педколледже учится. Самостоятельная. Общаться со мной не хочет... Ну, до свидания! Надо идти коров навязывать перед дойкой.

Комментарий по теме

Игорь Свиркунов, заместитель главного врача Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии:

— Если брать статистику анонимных обращений в наш центр за прошлый год, то 2.192 человека были закодированы. 68 процентов из них в течение года воздерживались от алкоголя. В этом случае лечение считается успешным. В ЛТП в области направлялись 1.037 человек. Процент тех, кто после возвращения постарался избегать проблем с алкоголем, также больше 60. Практика показывает, что многое здесь зависит от мотивации пациента. Если человек стремится сохранить, к примеру, семью, боится потерять работу или попасть в страшную жизненную ситуацию из–за пристрастия к выпивке, то в таких случаях, как правило, лечение оказывается более эффективным.

svg–vt@mail.ru

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter