Человек красит место, конечно, если оно никем не занято

Вместо визитки. Представлять сегодняшнего собеседника “НГ” можно по-разному. Владимир ЗдановиЧ — отец троих детей, младшая из которых готовится поступать в вуз, и председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу; учитель малокомплектной сельской школы и обладатель высшей награды республиканского конкурса педагогического мастерства 1995 года — “Хрустального журавля”; автор учебных пособий по физике, среди которых сборник задач с продиктованными белорусской реальностью условиями.

Нынешним летом количество бюджетных мест в вузах Беларуси сократилось на 700, и это не случайно: потребность страны в учителях, врачах, инженерах и других специалистах просчитана до 2015 года.

— Недавно я провел социологическое исследование среди старшеклассников нескольких белорусских гимназий. Оказалось, процентов 30 из них еще не знают, куда будут поступать.
Никого не хочу переубеждать. Но соотношение цифр набора на основные специальности с прогнозными цифрами потребности страны в специалистах с высшим образованием меня тревожит.
По расчетам Министерства экономики, в 2008 году потребность в кадрах с высшим образованием составит 29 703 человека. В этом же году стены вузов всех форм собственности покинут 63 000 специалиста. Эта “вилка” сохранится в ближайшие годы: в 2009 году потребность 30 367 специалистов, выпуск — 78 000; в 2010-м потребность 30 459, выпуск — 79 200.
За пять ближайших лет на рынок труда выйдут почти 400 тысяч дипломированных специалистов. Готов ли рынок их принять?
Мы должны сегодня думать, где будут работать эти люди с высшим образованием. Пять лет учебы — это не только время, но и огромные государственные или личные деньги. Они не должны быть выброшенными напрасно. Причем молодому специалисту необходимо работать по полученной специальности, ведь за несколько лет без работы квалификация потеряется.
В ближайшие годы немного снизится потребность в педагогах и врачах, сохранится спрос на специалистов в области физической культуры и туризма, сельского и лесного хозяйства, садово-паркового строительства, повысится спрос на специалистов с инженерно-техническим образованием. Беларуси понадобятся свои специалисты в области ядерной энергетики, космической техники, но таких наши вузы еще не готовят.
— Значит, массовое высшее образование имеет и негативные последствия?
— С одной стороны, оно радует увеличением числа студентов в стране. С другой — грозит девальвацией дипломов на рынке труда, поскольку спрос на дипломированных специалистов намного отстает от предложения. Инженер путей сообщения в царской России по своему положению и почитанию был на уровне генерала: в государстве инженеров были единицы. Почитаем ли так современный инженер? Станем ли мы с таким же трепетом относиться к академикам, если их количество возрастет до нескольких десятков тысяч?
В Беларуси сегодня 396 910 студентов — 407 на каждые десять тысяч населения. Количество студентов, которые получают образование на условиях оплаты, приближается к двум третям от общего числа. Это не означает, что число студентов-бюджетников в учебных заведениях страны уменьшается. Статистика свидетельствует, что оно в последние годы росло, достигло апогея к 2004 году (тогда около 33 тысяч студентов училось за государственный счет), а затем замерло у этой цифры, немного отклоняясь вниз.
К сожалению, массовое не всегда означает качественное. Десятки тысяч молодых людей будут и в дальнейшем испытывать затруднения на рынке труда, занимаясь самостоятельно поисками работы по полученной специальности. Диплом о высшем образовании, несомненно, нужен для получения хорошей работы, но получение таковой уже не гарантирует. Среди образованных соискателей работодатели ищут “самых образованных”, чтобы поставить их на ключевые исполнительские и управленческие посты.
Почему по-прежнему высоки конкурсы на экономические, юридические, гуманитарные специальности? Поступить туда сложно, зато учиться легче. И каждый, кто опережает конкурентов во время абитуриентской кампании, надеется, что их проблема безработицы не коснется. Позитивное мышление — это хорошо, но надо и данными статистического анализа пользоваться. А цифры свидетельствуют, что доля безработных, имеющих высшее и среднее специальное образование, в Беларуси составляет 25—30 процентов от общей численности зарегистрированных.
— В прогнозных цифрах, вероятно, не учтен один показатель: от 10 до 20 процентов молодых специалистов не доезжают до первого места работы.
— В предыдущие годы каждый четвертый выпускник, который учился за счет республиканского и местного бюджетов, по разным причинам не доезжал до места распределения. В 2006 году не доехало 10 процентов, но они еще просто не до конца осознали и не рассказали следующим поколениям студентов, что так делать не стоит. В прошлом году был принят закон, который обязывает всех выпускников, обучавшихся за бюджетные средства на дневной форме обучения, отрабатывать, а в случае неявки возвращать денежные средства. Стоимость учебы складывается из всех государственных затрат, в среднем это 1700 долларов за каждый учебный год. Доезжать стало больше, а раз так, на бюджетную форму стоит принимать меньше.
Что лучше — получить диплом и остаться без работы, или получить работу, на которой можно наработать стаж и опыт? А потом раскрыть газету “Из рук в руки” и найти себе лучшее место.
По поводу распределения шли жаркие споры в парламенте, мы даже приглашали студентов — выпускников вузов, они голосовали, и мнения разделились 50х50. Горожане никуда ехать не хотят, студенты с периферии, которые очень хотят получить работу, проголосовали за распределение. Распределение — благо для непрестижных и непопулярных хозяйств и районов. Пусть приедет молодой специалист, сдвинет за два года дело хотя бы на миллиметр, за ним приедет второй, третий...
Я изучал статистику приема на бюджетные отделения вузов, начиная с первых послевоенных лет. Сплошной позитивной динамики никогда не было: цифры набора менялись волнообразно, в зависимости от демографической ситуации и экономического состояния государства.
— Вы сказали о сокращении приема на педагогические специальности, но готовите дочь к поступлению в БГПУ имени Танка. Верите, что вашу семью безработица не коснется?
— Загадывать не буду, но педагог педагогу рознь. Моя дочь выбирает специальности физика и математика. Таких специалистов не хватает, особенно в отдаленных районах.
— Хотите убедить, что с легким сердцем отправите девушку в тьмутаракань?
— Наверное, вы плохо знаете Владимира Здановича. Тогда позволю себе немного рассказать о себе: я окончил деревенскую школу в Дрогичинском районе в 14 с половиной лет. В 20 лет окончил факультет радиофизики и электроники БГУ, остался работать на университетской кафедре. Потом по семейным обстоятельствам — надо было присматривать за оставшейся в одиночестве мамой — перераспределился и посреди учебного года отправился в свою деревню работать воспитателем группы продленного дня на время декретного отпуска штатной сотрудницы. Я рассказывал маленьким ученикам про радиофизику, и они ходили за мной табуном. Мне это очень понравилось. Потом еще десять лет я проработал учителем физики и математики малокомплектной школы: в классе было 4 ученика, я сажал их в свою машину и отправлялся на экскурсию. Затем переехал в райцентр, победил в конкурсе “Хрустальный журавль” 1995 года, стал известен, был избран депутатом...
Мой опыт подтверждает простую истину: не место красит человека.

  ДАРЭЧЫ

Памiж фiзiкай і лiрыкай
Уладзiмiр Здановiч небеспадстаўна лiчыць, што выхоўваць патрыятызм можна i на ўроках фiзiкi.
Гэтыя задачкi ўзяты са складзенага дэпутатам задачнiка па фiзiцы.

Першы ў гiсторыi беларускай цяжкай атлетыкi алiмпiйскi чэмпiён Валерый ШАРЫЙ (Манрэаль, 1976) паставiў рэкорд у суме трохбор’я, падняўшы штангу М = 527,5 кг. Якую работу А выканаў пры гэтым спартсмен, калi вышыня пад’ёму штангi H = 200 см?

Мука з-пад жорнаў выходзiць гарачай. Хлеб з печы таксама дастаюць гарачым. Чым вызываецца ў кожным з гэтых выпадкаў павелiчэнне ўнутранай энергii хлеба i мукi?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter