Военная эпопея Берта Ланкастера

Человек, которому верили

Шестьдесят лет назад в Лос‑Анджелесе открылась Аллея славы. В террацовые плиты тротуара были вмонтированы медные пятиконечные звезды, посвященные людям, внесшим наибольший вклад в развитие шоу‑бизнеса, определившим направления культурного развития и ставшим яркими символами эпохи. Первыми, еще до официального открытия, на бульваре появились восемь звезд: Джоан Вудворд, Оливии Борден, Рональда Колмана, Луис Фазенды, Престона Фостера, Берта Ланкастера, Эдварда Седжвика и Эрнеста Торренса. Все эти фамилии, вероятно, мало что расскажут белорусам, да и многим современным американцам. Все, кроме одной…

Великая неизвестная война

Берт Ланкастер. Имя этого некогда одного из самых успешных американских актеров в нашей стране прочно ассоциируется не с захватывающими вестернами, слезливыми любовными мелодрамами или сложными характерными ролями. Мы запомнили Ланкастера спокойным уже немолодым человеком, рассказывающим о войне. Его фраза «Здравствуйте, я Берт Ланкастер», которую можно было расслышать за дубляжом Василия Ланового, прочно связана с документальным советско‑американским сериалом «Великая Отечественная». Многие фильмы эпопеи, предназначенной для американской аудитории, начинались именно с текста, читаемого Ланкастером. Он говорил с экрана американцам о подвиге советского народа в этой великой войне. Войне, о которой за океаном всего через три десятка лет после ее окончания практически никто ничего не знал. 20‑серийный проект за рубежом так прямо и назывался: «Неизвестная война».

Парадокс, но фильм, рассказывающий американцам об участии Советского Союза во Второй мировой войне, появился почти в самый разгар последовавшей за ней войны холодной. Легенда гласит, что во многом определяющим стал факт личной благосклонности генсека Леонида Брежнева к режиссеру‑документалисту Роману Кармену. Сам Кармен, говорят, долгие годы и не догадывался, отчего первый человек в государстве так ему благоволил. Точнее, не помнил, что однажды на одной из военных дорог помог вытолкнуть застрявшую на обочине машину какого‑то офицера. А вот Брежнев не мог забыть, что его автомобиль вытаскивал из грязи известный уже тогда фронтовой кино­оператор Роман Кармен.

Во время съемок сериала «Великая Отечественная».
С прославленным летчиком Александром Покрышкиным...
...Хатынь.
За океаном от проекта «Неизвестная война» ждали в первую очередь серьезного коммерческого успеха. Создатели надеялись удивить, шокировать американского зрителя, к тому времени уже за благополучием забывшего о том, что Америка участвовала во Второй мировой войне, и уж совсем не подозревавшего о роли СССР в разгроме фашизма. Для советского руководства фильм стал также удобным поводом рассказать миру свою правду. Как раз к власти в Вашингтоне пришел представитель Демократической партии Джимми Картер и во внешней политике наметился легкий крен в сторону снятия международного напряжения. Весь мир даже запомнил поцелуй лидеров СССР и США, случившийся уже в 1979 году, во время подписания соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ‑2) и воспринимавшийся тогда политологами как акт советско‑американского примирения.

Кандидатура Берта Ланкастера, человека, от своего имени рассказывающего о войне, идеально устраивала обе стороны. Для американцев — успешный и популярный актер, один из кумиров поколения 1950 — 1960‑х, обладатель «Оскара» и других многочисленных кинопремий. Для советской стороны — солдат, принимавший участие на стороне союзников в той самой войне.

Во время съемок эпопеи Берт Ланкастер провел в СССР десять дней в августе 1977 года. На специально выделенном самолете съемочная группа оперативно перебиралась по местам боев и сюжетам фильмов. Американцы были поражены возможностями, которые им предоставила советская сторона. Они открыли для себя много действительно неизвестных страниц войны. В их первоначальном плане практически не было сюжетов, связанных с Беларусью. Но в итоге мы увидели Берта Ланкастера у стен Брестской крепости, повествующего о бессмертном подвиге ее защитников в первые дни войны, и в Хатыни. Под скорбный звук колоколов мемориала Ланкастер рассказал американцам о горькой судьбе сотен сожженных деревень.


Премьера сериала «Неизвестная вой­на» в США состоялась в символическую дату 22 июня 1978 года. На советские экраны под титулом «Великая Оте­чественная» фильм вышел в феврале 1979 года. Он шел с огромным зрительским интересом и во многом ломал наши традиционные стереотипы. Документальные кадры не просто показывали боевой, ратный подвиг солдат, атаки и битвы, но и рассказывали об обратной, повседневной стороне войны, порой гораздо более жестокой и трагической.

Мы, школьники семидесятых‑восьмидесятых, регулярно встречаясь с ветеранами, слышали немало рассказов о сражениях. Наше художественное военное кино в большинстве своем также несло героический посыл. Этот сериал был другим. Боль, страдания, кошмар отступления, крупным планом лица: солдат, партизан, блокадников Ленинграда. Решимость бойцов, отправляющихся на передовую… Фронтовые операторы запечатлели их в редкие, для кого‑то последние минуты отдыха. И теперь, спустя более чем тридцать лет, случалось, прямо в темном кинозале пожилые люди на экране узнавали своих близких, не вернувшихся с вой­ны. Мать — сына, сестра — брата, жена — мужа… В адрес создателей фильма шли письма с просьбой сделать фото с кинокадра.

Мы вообще не так и много видели кинохроники, а этот документальный черно‑белый видеоряд, переплетающийся с цветными кадрами восстановленных из пепла городов, заставлял взглянуть на войну именно как на горькую страницу истории, которая никогда не должна повториться. Участие в создании фильма американцев, которое у зрителя ассоциировалось в первую очередь с Бертом Ланкастером, добавляло красок фильму. Может быть, поэтому даже школьные походы в кинотеатры не воспринимались как некая рутинная обязаловка.

Оставаться собой

Сам актер считал «для себя честью участие в этом сериале, может быть, самой важной работе в своей жизни». Он действительно не сухо зачитывал предложенный авторами текст, а переживал эту войну со всей эмоциональностью искреннего художника, стремящегося донести до своего зрителя‑соотечественника правду о «неизвестной войне на Востоке». По воспоминаниям одного из сценаристов фильма Генриха Боровика, просмотрев кадры серии о блокаде Ленинграда, Ланкастер сам изменил текст, написанный соотечественниками: «Он отказался говорить об американской помощи, сказал, что при таком масштабе трагедии нельзя так делать».

В этом поступке не было ничего неожиданного. В киномире Берт Ланкастер имел прочное реноме не просто разнопланового актера, яркой звезды, но и человека с активной жизненной позицией. Он регулярно и предельно остро выступал на актуальные темы, был противником вьетнамской войны, в 1963 году стал участником памятного Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу, на котором свою знаменитую речь «У меня есть мечта» произнес Мартин Лютер Кинг. Из‑за своей политической деятельности Ланкастер становился мишенью расследований ФБР и даже удостоился попадания в «список врагов» президента Ричарда Никсона. Тони Кертис, частый партнер по съемкам, сказал о Ланкастере: «Это великий неравнодушный парень, похожий на колокол, играющий крутых парней, и у него есть душа».

Золотые годы Ланкастера пришлись на рубеж пятидесятых‑шестидесятых. Тогда он получил статуэтку «Оскара», много других престижных кинопремий. Советский прокат не сильно баловал зрителей американским кино, лучшие фильмы Ланкастера обошли нас стороной. Он не считался смазливым, как многие кумиры скучающих домохозяек. Зато его грубоватое, как бы высеченное из камня лицо с тяжелым подбородком, пышный чуб и простецкая улыбка, широкие плечи и торс циркового акробата придавали героям ощущение сдержанной силы. Среди его ролей были отважные персонажи и герои‑любовники, а вместе с тем он совсем не чурался сложных или отрицательных персонажей. Возможно, именно созданный им образ немецкого судьи Яннинга, представшего перед Нюрнбергским трибуналом, и привлек внимание Романа Кармена. Советский режиссер, сам снявший документальный фильм о Нюрнбергском процессе, очевидно, не мог не видеть эту американскую ленту. В решающий момент Ланкастер устами своего героя после долгого красноречивого молчания во многом перевернет весь ход процесса. Вопреки всем стараниям адвоката Яннинг выступит с речью, из которой станет очевидно: любая попытка доказать его невиновность приведет к оправданию смертей и ужасов концлагерей, куда люди попадали по вынесенным им приговорам. Достоверность сыгранного Ланкастером образа, возможно, и стала определяющей в вопросе выбора человека, которому Кармен готов был доверить задачу донести до американцев правду о великой неизвестной войне.

Историю Великой Отечественной войны Ланкастер рассказывал, когда ему шел уже седьмой десяток. Съемочной группе приходилось подстраиваться под его график восстановления после операции. С годами актера, некогда радовавшего зрителя головокружительными трюками, все больше мучил атеросклероз. Но ведь Ланкастер не был заложником одного‑двух амплуа. С возрастом менялись роли, зато оставался истинный профессионализм. Фильм 1980 года «Атлантик‑сити» о стареющем мафиози с его участием завоевал немало международных призов. До самой смерти в 1994 году Берт сохранил то, что в нем всегда ценили: был собой, не прогибался и не подстраивался под людей и обстоятельства, достойно сохраняя свой звездный имидж. Не случайно его имя оказалось одним из первых на Аллее славы.

Шутка над легендой


Ушедший недавно из жизни в возрасте 103 лет легендарный Кирк Дуглас, родительские корни которого, как известно, из наших мест, был частым партнером Ланкастера. Сотрудничество началось в 1948 году с ленты «Я всегда одинок», а последним совместным фильмом дуэта стала комедия 1986 года «Крутые ребята». Невысокому Кирку (рост всего 175 сантиметров) порой приходилось прибегать к различным махинациям, чтобы казаться выше. Однажды Ланкастер решил подшутить над коллегой и спрятал плато‑подставку, которой Дуглас привык пользоваться, добавляя себе перед камерой лишних 10 сантиметров… Возмущению Кирка не было предела!

КСТАТИ

Дикторские тексты, которые звучали в эпопее «Великая Отечественная», вызывали большие споры. Советская и американская стороны, взявшись за создание фильма, и не подозревали, насколько далеки друг от друга взгляды на описываемые события. Чтобы найти точки соприкосновения, в США отправились Роман Кармен, Тенгиз Семенов, Александр Суриков и Генрих Боровик. Среди них отметим именно Генриха Боровика — известного журналиста‑международника, родившегося в Минске. Его острые материалы из горячих точек и книга «Пролог», рассказывающая о повседневной жизни США, были весьма популярны в СССР.

АЛЛЕЯ СЛАВЫ

Голливудская Аллея славы уже изначально была сделана с чисто американским размахом: в феврале 1960 года публика могла увидеть сразу 1558 звезд! Культовое место переживало разные времена, однако сегодня эта популярная достопримечательность насчитывает уже более 2500 звезд, соответствующих 5 категориям: развитие киноиндустрии, развитие телевидения, вклад в индустрию звукозаписи и музыки, вклад в развитие индустрии радио и вклад в развитие театра.


Во время съемок сериала «Великая Отечественная».

С прославленным летчиком Александром Покрышкиным... ...Хатынь.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter