О двух концепциях педагогики

Человек компетентный

В недавнем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Александр Лукашенко в том числе затронул проблемы образования. Ведь сейчас особенно нужны конкретные шаги, чтобы начать готовить человека не столько знающего, сколько компетентного и способного действовать даже в ситуации неопределенности.


Вообще, это проблема философская. Практически любая система образования начинается с вопроса «кто есть человек?». «Чистый лист» или «семя неизвестного растения»? Таковы два древнейших представления о сущности человеческой природы — рациональный и мистический способы познания, свойственные двум цивилизациям — западной и восточной. Итак, если ученик — «чистый лист», то основная цель — заполнить его как можно более мелким почерком. Тогда и вопрос «чему учить?» имеет вполне определенный ответ: «Достижениям человечества!» На это будут работать и образовательные стандарты, и программы, и школьные учебники. Но при таком подходе учебное пособие будет заточено скорее на то, чтобы передать информацию ученику, чем, наоборот, подвигнуть его делать что–то самостоятельно. Тогда и критерии оценки просты: насколько соответствует то, что говорит учащийся, тому, что было ему передано? В современном образовании именно передача знаний, а точнее, информации, в качестве культурного опыта человечества — главный смысл. При этом не учитывают самого ученика, его миссию, предназначение, особенности. Думается, в итоге такая система ориентируется на подготовку «кладовщика» с чужим содержимым «склада», а не «строителя» своего пути. Увы, усвоение внешней и «правильной» информации не только не меняет человека — он начинает смотреть на мир чужим глазами. Более того, сам становится потом фабрикой стереотипов мышления, общения, поведения. И личность, в конце концов, утрачивает такие важнейшие навигационные качества, как, например, креативность.

Другое дело — вторая система, основной принцип которой — выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого. Потому как любое «семя неизвестного растения» имеет свою заданность — культурную, психологическую, социальную, свое предназначение и свою миссию. И здесь задача — помочь это обнаружить, дать возможность выстраивать собственную образовательную траекторию, наполнять объекты мира личным смыслом и содержанием. В этом случае культурно–историческому наследию отводится роль зеркала, в котором учащийся видит свой образовательный продукт и познает самого себя. И здесь мы сталкиваемся с совершенно иной методологией обучения: ученик может сам познавать действительность, а не получать информацию о ней из учебника, и лишь сформировав свое мнение, сравнить его с культурно–историческим аналогом. Иными словами, путь к внешнему миру — это путь к себе. Ведь смысл открытий — не в поиске новых земель, а в наполнении их своим смыслом и содержанием. Речь о пути самопознания, самоизменения. Конечно, тогда система обучения должна быть ориентирована на возможность ученика анализировать свою учебную деятельность, отбирать формы и методы постижения окружающего мира. Отсюда и диаметрально противоположные критерии оценивания: не насколько ты соответствуешь шаблону «что дали, то и рассказал», а насколько от него отклоняешься?

Не спорю, сегодня в системе образования уже сделано немало для индивидуализации обучения. В том числе увеличилась доля самостоятельной работы, информатизируется сам процесс обучения. Но полагаю, надо определиться, что положить в фундамент — концепцию «чистый лист» или «семя неизвестного растения»? Этот выбор определит и структуру, и содержание стандартов, планов, программ, учебно–методической литературы, и критерии оценивания учащихся. А в итоге — и наше с вами будущее.

Андрей КОРОЛЬ, ректор Гродненского государственного университета им. Я.Купалы.

Советская Белоруссия № 96 (24978). Вторник, 24 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter