Человек из мира крепежа

Гость «СОЮЗа» — эпатажный режиссер Михаил Сегал

Его первая полнометражная картина «Franz+Polina» по мотивам повести Алеся Адамовича «Немой» — история любви белорусской девушки из оккупированной деревни и немецкого солдата — объездила полмира и получила признание на многих российских и международных фестивалях, в том числе на минском «Лiстападзе». Год назад фильм Михаила Сегала «Мир крепежа» покорил жюри конкурса короткого метра «Кинотавр» — режиссеру тогда достался главный приз, а с ним — возможность снять свое полнометражное кино. И вот уже полнометражный фильм «Рассказы» заслуженно получает награды на различных фестивалях.


В каком жанре будет следующее произведение Михаила Сегала, который известен так же как писатель? Об этом, о фильме «Рассказы» и о многом другом с ним беседует обозреватель «СОЮЗа».


— Михаил, как, по–вашему, будущее действительно за короткими фильмами?


— Будущее чего? Если кинотеатров — вряд ли. Сейчас ходят на жанровое кино — хотят получить впечатление, развлечение. Короткометражные фильмы не вписываются в эту схему. Формат полуторачасового фильма давно ясен, и именно на такое время зрители в кино ходили и будут ходить.


— Что в таком случае для вас обращение к короткому метру — отсутствие денег или вам нравится этот формат?


— После нескольких лет простоя в кино я решил, что надо снять хоть что–нибудь. Поскольку собирался делать это своими силами, то понял, что так можно сделать лишь небольшую работу. Поэтому я и написал коротко, и собрал всех, кто может мне помочь. Это было сделано как некая разминка мускулатуры. А потом мы подали заявку на «Кинотавр», дальше уже участвовали в конкурсе. Но сделано все это было исходя из имеющихся возможностей.


— С актером Андреем Мерзликиным вы сделали как сценарист короткометражный фильм GQ.


— Он идет 13 минут. Андрей сказал мне, что хочет попробовать себя, снять что–то, попросил написать сценарий. Я сначала у него спросил: расскажи мне, что ты хочешь как автор? Мне важно было понять, что ему близко, что хочется художественно сказать. Выслушав, я придумал три истории, записал их коротко, на уровне нескольких предложений, и прислал Андрею. Когда Мерзликин снимал, я не вмешивался.


— Еще в новелле «Мир крепежа» меня поразило ваше чувство слова. Писать или снимать? Как вы делаете выбор? В чем вы себя ощущаете лучше?


— Это зависит от того, от чего больше я устал. Если снимал долгое время кино, то хочется взять творческий тайм–аут, писать. Но если долго вне режиссерской профессии, начинаешь скучать по самой атмосфере съемок.


— В одной из новелл фильма, которая называется «Круговое движение», вы все же не обошлись без политики — Игорь Угольников играет роль президента. Это конъюнктура?


— Это социально–политическая новелла, в ней это должно было быть. Весь сюжет — как люди дают взятки — строится от бытового уровня простых людей до вершин власти. А затем все возвращается обратно. В этом и состоит идея новеллы.


— И в этой новелле первую взятку дают за техосмотр. Это после вашего фильма его отменили?


— Все в фильме — вменяемая условность. Мы снимали первую новеллу, когда была еще милиция. А в третьей новелле уже ездят машины с надписью «полиция». Так что если кино хорошее, это не помешает. Если плохое — не поможет.


— Где вы нашли бабушку — экстрасенса для новеллы «Энергетический кризис»?


— Бабушка — актриса из Минска Тамара Миронова, которая в моем прошлом фильме «Франц и Полина» играла маму главной героини. Я с тех пор ее безумно полюбил. И так же как «под Мерзликина» я писал новеллу «Мир крепежа», так и здесь сочинял, зная, что хочу, чтобы снималась именно она.


— В последней новелле «Возгорится пламя» есть сцена, где герои — мужчина лет 45 и его молоденькая любовница — говорят об истории России, и выясняется, что девушка ничего в этом не понимает. Что важно для мужчины среднего возраста: чтобы было о чем говорить с женщиной или банально «провести ночь»?


— Герой нашего фильма не сумел найти ответа на этот вопрос. Я думаю, проблема в том, что его кидает от одного к другому. Пока ему не хватало молодой девушки, он думал, что будет у меня она — все пойдет отлично. Потом, когда чудо случилось и у него закрутился роман с девушкой, оказалось, что ему нужно совсем другое. Он от нее ушел и опять стал общаться с женщиной своего возраста. Но через какое–то время все может снова повториться. В этом суть.

Сусанна Альперина


alperina@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter