Человек имеет право!

В настоящее время ведется активная работа по выработке идеологии белорусского государства: идет дискуссия об определениях (идеология белорусского государства или государственная идеология), готовятся учебные программы, учебники, учебные пособия, на эту тему проводятся конференции и семинары.
В настоящее время ведется активная работа по выработке идеологии белорусского государства: идет дискуссия об определениях (идеология белорусского государства или государственная идеология), готовятся учебные программы, учебники, учебные пособия, на эту тему проводятся конференции и семинары.

Безусловно, очень важно, чтобы у народа была собственная национальная идея, которая могла бы сплачивать его (без посягательства на свободу мнений, взглядов, политических пристрастий и т.п.), мобилизовывать для решения задач во имя общего блага. В основе государственной идеологии, на мой взгляд, должны находиться понятные и привлекательные не только для всего государства и общества, но и для отдельного человека ценности.

Формированию чувства уважения и гордости за свою страну способствуют ее успехи в самых различных областях: экономике, на международной арене, спорте, искусстве, здравоохранении, образовании и т.п. Например, успехи наших студентов, учащихся, музыкантов, участников других конкурсов способствуют самоутверждению не только тех, кто добился личного успеха, но и всех нас.

Следует помнить, что важнейшей составляющей государственной идеологии является правовая идеология. Часто это упускается из виду разработчиками концепции государственной идеологии.

Государство и право неотделимы друг от друга, они существуют вместе. Чем разумнее правовое регулирование, тем эффективнее в итоге деятельность государства. Право является важнейшим социальным регулятором общественных отношений.

В Беларуси продолжается формирование правовой идеологии как систематизированного выражения правовых взглядов, идей. Участвуют в этом процессе ученые и преподаватели академических и учебных учреждений.

У нас с учетом зарубежного опыта формируется представление о роли национального и международного права, конституционности в становлении правового демократического социального государства.

При этом белорусские ученые и специалисты, используя опыт других стран, содействуют созданию достаточно эффективного государственного механизма. Сейчас очень важно найти и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к минимуму вторжение государства в автономную сферу индивидуума, исключить "избыточность" правового регулирования, внедрить в законотворческую и правоприменительную практику в качестве императива действие принципов, стандартов правового демократического государства.

В статье 1 Конституции Беларуси дано определение нашего государства как правового, демократического, социального, что налагает соответствующие обязанности не только на правотворческие органы и тех, кто непосредственно исполняет нормы актов законодательства (государственные органы, должностные лица, граждане), но и на Конституционный суд.

Основой для такого движения являются принципы правового демократического государства, сформулированные либо "выводимые" из текста Конституции, международных документов, прежде всего посвященных статусу человека и гражданина. На их реализацию и направлена деятельность Конституционного суда Беларуси.

Обращение к принципам демократического правового государства обусловлено и тем, что мы уже прошли ту первоначальную стадию становления, когда в основе действий органов государственной власти, в том числе и Конституционного суда, преобладало простое сопоставление норм Конституции и актов текущего законодательства. Развитие правовой культуры, интенсификация нормотворческого процесса, динамизм общественной жизни обусловливают необходимость проникновения в глубинную суть правовых норм.

Необходимо формировать уважение к собственной Конституции. Этого можно добиться, если утвердится на практике взгляд о непосредственном, прямом действии ее норм. Ведь конституционные нормы являются важнейшим рычагом для решения правовых конфликтов. В этом отношении потенциал Конституции неисчерпаем. Не будем затрагивать в рамках данной статьи достаточно конкретные и однозначно понимаемые нормы, обратимся к такому базовому принципу, закрепленному в ст. 6 Основного Закона, как верховенство права.

Верховенство права - это не что иное, как торжество справедливости. Реализации этого принципа на практике наряду с законодательными и другими судебными органами содействует Конституционный суд. Примером тому может служить одно из недавних решений, принятое 21 октября 2003 года, "Об основаниях пересмотра приговоров в соответствии с правилом об обратной силе уголовного закона".

Как установил Конституционный суд, на практике ограничивается применение правила об обратной силе уголовного закона. Смягчение наказуемости деяния признается лишь в том случае, если назначенное ранее наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи УК, измененной новым законом. Именно в таком направлении развивается судебная практика, основывающаяся в том числе и на разъяснениях, содержащихся в рекомендациях судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда по пересмотру приговоров в соответствии со статьей 9 УК на основании положений Закона "О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь". При этом Конституционный суд отметил, что такие разъяснения содержатся не в постановлении пленума Верховного суда.

В тех же случаях, когда в санкции соответствующей статьи УК снижен минимальный предел наказания, назначенного по ранее действовавшему закону, приговоры не пересматриваются. К указанным случаям суды не применяют и нормы, содержащиеся в части второй статьи 9 УК, в статье 16 Закона от 18 июля 2000 г. и в пункте 2 статьи 4 Закона от 22 июля 2003 г., согласно которым обратную силу имеют и те законы, которые иным образом улучшают положение лиц, совершивших преступления.

Не пересматриваются приговоры и в тех случаях, если санкция статьи УК, по которой лицо было осуждено, дополнена более мягким наказанием, а также в других случаях изменения соответствующей санкции в сторону смягчения наказуемости деяния (например, если наказание назначено в пределах санкции нового, более мягкого закона, но нижний и верхний пределы санкции снижены по сравнению с ранее действовавшим законом, в соответствии с которым было назначено наказание). Таковы реалии: указанная практика существовала более двух лет, а ведь речь идет о лицах, лишенных свободы.

С учетом принципов равенства и справедливости, а также руководствуясь статьей 16 Закона от 18 июля 2000 г. "О введении в действие Уголовного кодекса Республики Беларусь", предписывающей судам пересматривать приговоры, определения или постановления в случаях, когда УК иным образом, чем предусмотрено этим законом, улучшает положение лиц, совершивших преступления, Конституционный суд считает, что правило об обратной силе более мягкого уголовного закона должно распространяться на все случаи смягчения новым законом ответственности лица, совершившего преступление, в том числе и на случаи, когда снижается минимальный предел наказания, назначенного по ранее действовавшему закону, либо иным образом изменяется санкция соответствующей статьи УК в сторону смягчения наказуемости деяния.

Правовая позиция Конституционного суда поддержана законодательным органом. Как следует из ответа, поступившего из Палаты представителей, нормы Уголовного кодекса и законов, касающиеся введения его в действие, а также внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс, однозначно определяют основания для пересмотра приговоров в случаях, если новый уголовный закон устраняет преступность деяния, смягчает наказуемость деяния или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.

Согласно позиции Палаты представителей, при таких обстоятельствах Верховному суду следует скорректировать практику применения судами Беларуси правил об обратной силе уголовного закона путем принятия постановления пленума Верховного суда по вопросу правильного и единообразного применения судами Беларуси законодательства об обратной силе уголовного закона. Полагаю, что совместными усилиями Конституционного суда, парламента и Верховного суда справедливость будет восстановлена, а значит, будет торжествовать право. Тем самым такого рода действия способствуют созданию эффективной системы восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

Право должно содействовать экономической, социальной, духовной, демографической безопасности государства и общества, формированию политической системы, в основе которой находятся конституционные принципы и нормы.

В силу того, что право используется как средство реализации экономических и иных концепций развития, оно должно содействовать прогрессивному развитию общества. Примером уважительного отношения к правовым предписаниям обязаны быть должностные лица, органы государственной власти. Это будет подчеркивать роль и значение права в нашем обществе как важнейшего фактора развития государства по цивилизованному пути.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter