Актер Станислав Любшин: многоликий, интеллигентный, романтичный

Человек играющий

Станислав Любшин всегда запоминался зрителям на экране. Его герои импульсивны, сдержанны, но, несмотря на природную интеллигентность актера, которую не скроешь ни под каким гримом, отнюдь не безропотны. Он насыщает их штрихами глубоко жизненного характера. За мелкими деталями — всегда судьба и биография. 

«Мефисто».
Фото ТАСС

6 апреля Станислав Андреевич отметит свой 92-й день рождения. В преддверии столь солидной даты, пусть и не круглой (в таком почтенном возрасте ценен каждый год, и дай бог ему еще долгие лета!), мы решили отойти от привычной «биографической ретроспективы» и вспомнили пять самых известных киноролей мастера.

«Альпийская баллада»

Легендарный фильм режиссера Бориса Степанова, снятый в 1965 году по одноименной повести Василя Быкова, в свое время потряс своей достоверностью, особой кинематографической поэтичностью и нервом. Зрители искренне полюбили экранный дуэт итальянки Джулии и белорусского солдата Ивана, совершивших побег из немецкого лагеря. Сыгравшие их белорусская актриса Любовь Румянцева и Станислав Любшин стали кумирами своего времени. Хотя съемки, по свидетельству самой актрисы, проходили не без сложностей. Герой Любшина, поначалу жесткий и озлобленный, постепенно оттаивал под влиянием дружелюбной и сентиментальной Джулии.

«Альпийская баллада».

Над картиной работала талантливая группа: оператор Анатолий Заболоцкий, художник Вячеслав Кубарев. Альпы снимали в Таберде — это в Карачаево-Черкесии. Получилась настоящая поэма, гимн стойкости человеческого духа, который неспособны сломить никакие экстремальные обстоятельства. Фильм получил немало кинонаград как в СССР, так и за рубежом. В биографии артиста будут и другие работы с белорусскими кинематографистами: «Вечный муж» по Федору Достоевскому режиссера Евгения Марковского и «Кино про кино» Валерия Рубинчика.

«Щит и меч»

Этот советский четырехсерийный военно-драматический художественный кинофильм о подвигах советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны, снятый в 1967 году Владимиром Басовым по одноименному роману Вадима Кожевникова, стал культовым. Любшин сыграл здесь советского разведчика Александра Белова. Режиссеру удалось создать настоящее полотно, в котором масштаб происходящих событий органично сочетался с показом внутренних переживаний героев, их привязанностей и разочарований.

Кстати, в этой картине дебютировал Олег Янковский. А впервые прозвучавшая в фильме песня композитора Вениамина Баснера и поэта Михаила Матусовского «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса обрела всенародную популярность. По результатам опроса журнала «Советский экран» Станислав Любшин был признан лучшим актером 1968 года за свою роль.

«Щит и меч».

«Пять вечеров»

История о том, как режиссер Никита Михалков в перерыве между съемками картины «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» снял в 1978 году фильм «Пять вечеров» по мотивам одноименной пьесы драматурга Александра Володина, стала уже легендой. Станислав Любшин и Людмила Гурченко создали тончайший экранный дуэт. Сегодня «Пять вечеров» — признанный шедевр. Ретростилистика, точные приметы времени, здоровый юмор сочетаются здесь с подлинным мелодраматизмом. Ярчайшие образы воплотили и другие актеры: Игорь Нефедов, Лариса Кузнецова, Валентина Теличкина, Нина Тер-Осипян, Александр Адабашьян, выступивший еще и художником ленты. Плавную, наполненную воздухом и неуловимым вечерним светом картинку создал потрясающий оператор Павел Лебешев, много работавший с Михалковым. В сдержанной и почти скупой манере фильма на первый план вышли текст и игра актеров. В умелых руках режиссера театральная пьеса стала живым и динамичным фильмом.

Герой Любшина — Александр Ильин — человек принципиальный, в чем-то скрытный. Мы не всегда понимаем мотивы его поступков. Но оказывается, что главный его мотив —любовь к Тамаре, героине Гурченко, пронесенная сквозь годы. Опять-таки по результатам опроса журнала «Советский экран» за роль в «Пяти вечерах» Любшин был признан лучшим актером 1979 года за свою роль.

«Не стреляйте в белых лебедей»

Главный герой этой пронзительной истории, придуманной писателем Борисом Васильевым, — деревенский житель Егор Полушкин, которого жена и односельчане называют Бедоносцем. Наивная и чистая душа, настоящая белая ворона, которому сложно вписаться в окружающий социум. Егор долго не может найти себя, пока не устраивается работать лесником. Он осознает, что его подлинное призвание — защищать и оберегать природу от злых и черствых людей, в которых дух разрушения живет во все времена.

Картина «Не стреляйте в белых лебедей», снятая Родионом Нахапетовым в 1980 году, — волнующая и немного печальная история, лишенная ненужного пафоса. Режиссер создал точную и атмосферную экранизацию прозы Бориса Васильева.Это фильм о поиске гармонии, взаимоотношениях человека и природы, попытке понять себя и окружающий мир. Отношения города и деревни показаны в ленте без прикрас. Сельский уклад воссоздан точно и досконально. Роль супруги главного героя воплотила неподражаемая Нина Русланова.

«Кин-дза-дза!»

Говорят, даже некоторые актеры, занятые в съемках этой фантастической картины Георгия Данелии, не до конца понимали замысел будущего фильма. Уж слишком запутанным казался сюжет, придуманный режиссером в соавторстве с Резо Габриадзе. Не приняли ленту после премьеры и многие коллеги режиссера. Но Любшин оценил замысел сразу. Актер вспоминал: «Так уж случилось, что я снял в качестве режиссера фильм «Позови меня в даль светлую» по произведению Василия Шукшина. Картина получила приз в Германии, а потом еще и отправилась на фестиваль в Белград. Туда поехала советская делегация, в которой оказались среди прочих и мы с Георгием Александровичем. (…) После этой поездки у нас остались добрые отношения, и когда Данелия начинал снимать фильм «Кин-дза-дза!», то позвал меня на роль. Я прочитал сценарий и понял, что картина может стать таким Художественным Событием, в том числе и политического характера, что и не снилось. К состоянию «кин-дза-дза» можно прийти либо после атомной войны, либо мирным путем…»

«Кин-дза-дза!»

Герой Любшина, прораб Владимир Николаевич, оказавшись в инопланетной цивилизации, с интересом открывает для себя чужой быт и привычки. В нем много иронии и эмпатии. И снова за внешней сдержанностью мы видим человека глубоко чувствующего, способного на самопожертвование. Лента «Кин-дза-дза!», созданная в 1986-м, полюбилась миллионам зрителей и тоже стала 

по-настоящему культовой.

Самобытный, всегда неожиданный талант Станислава Андреевича, безусловно, ярко обогатил и кинематограф, и театральную сцену.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Ко дню рождения Станислава Любшина телеканал «Беларусь 3» покажет 5 и 6 апреля комедию «Кадриль». Режиссер Виктор Титов снял ее в 1999 году по сценарию, написанному им вместе с легендарным Владимиром Гуркиным, автором комедии «Любовь и голуби». Помимо Любшина в ней заняты Олег Табаков, Валентина Теличкина, Любовь Полищук, Нина Усатова.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter