Человек дождя

Для целого поколения имя Спартака МИРОНОВИЧА стало символом непобедимости советского гандбола. С ним связаны и почти все сколько–нибудь значимые достижения гандбола белорусского.
Для целого поколения имя Спартака МИРОНОВИЧА стало символом непобедимости советского гандбола. С ним связаны и почти все сколько–нибудь значимые достижения гандбола белорусского. Олимпийское «золото» Сеула и Барселоны занимает почетное место в послужном списке знаменитого тренера в окружении разного рода медалей, кубков и грамот, которых в тренерской комнате минского спорткомплекса СКА расставлено и развешено множество. Расположившись на трибунах, помнящих славные времена армейского клуба и его бессменного наставника, я жду, пока Миронович закончит раздавать ценные указания своим подопечным.

1. Как бы вы сами представили себя читателям?

— Как бы представил? Даже не знаю, что сказать. Когда–то я был на самом верху, стоял на пьедестале, слушал в честь нашей команды гимн Советского Союза... А сегодня праздника на нашей улице, увы, нет. От тех времен мне осталось лишь звание заслуженного тренера СССР, которым я очень горжусь, и воспоминания, которыми я и живу.

2. О чем больше всего мечтали в детстве?

— На каждом жизненном этапе у меня были различные цели и мечты. В самом раннем детстве мечтал просто поесть так, чтобы больше не хотелось. Позже, когда стал тренером, хотел выиграть какие–то соревнования, заявить о себе. Аппетит, как водится, пришел во время еды, и когда я стал наставником СКА и сборной СССР, стал мечтать о Кубке чемпионов, Олимпийских играх и чемпионатах мира.

3. В каких человеческих слабостях вы не можете себе отказать?

— Слабостей много у каждого человека. В том числе и у меня. А отказать... Стараюсь, конечно, их преодолевать.

— Получается?

— Знаете, когда у человека есть цель и он к ней стремится, все слабости преодолеваются очень легко. А вот если цели нет...

4. Чьим мнением дорожите больше всего в своей работе?

— У каждого тренера, с большими или с малыми достижениями, есть свой стиль, какое–то зерно, очень полезное для всех. Поэтому когда я... Когда мы все учились тренерскому мастерству, мы не брезговали ничьим мнением. Даже представителей, казалось бы, совершенно не гандбольных держав. Ну и, конечно, лидеров. У румын учились бросать, у поляков — мыслить и финтить, у югославов — дисциплине и тактике. Из этой смеси и получилось то, что сейчас называется белорусской или советской школой гандбола. А вообще мы всегда опаздывали: сперва на мировых площадках доминировали датчане, потом — немцы, румыны, югославы... Лишь в конце 80–х пришло наше время, когда наши гандболисты выиграли сразу три европейских Кубка. А до этого советские команды всегда догоняли, учились. Причем это сейчас есть видеокассеты, Интернет, а раньше приходилось вырезать картинки из западных журналов, читать отзывы...

5. На что не жаль потратить миллион?

— Конечно, на победу. Когда идет игра, когда решается судьба твоей команды, обычно не думаешь о льготах или благах. Кажется, все, что есть, отдал бы для того, чтобы победить. Я говорю, конечно, не о нынешнем первенстве республики, а о матчах, в которых на кону стоит престиж страны.

6. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?

— Это внутренняя культура. Человек должен сперва подумать, а потом уже делать кому–то замечание. В последнее время я вижу много людей, которые сперва критикуют, а только потом начинают анализировать. В том, чтобы выслушать, понять человека, особенно того, кто сделал ошибку и переживает из–за этого, и заключается интеллигентность.

7. Что вам легче — подняться в 6 часов утра или лечь спать в 4?

— В 6 утра я встаю сейчас. Поэтому для меня это не составляет труда. Я вообще просыпаюсь легко.

8. Всегда ли вы говорите все, что думаете?

— Конечно, нет. Я считаю, что ни один человек не говорит то, что думает. По разным причинам: или не хочет кого–то обидеть, или в каких–то своих интересах. Если же человек заявляет, что всегда говорит то, что думает, — он лжет. Вот, например, сейчас я стараюсь быть с вами откровенным, но всю правду ведь все равно не скажу. (Улыбается.)

9. Оказало ли влияние на ваш характер созвездие, под которым вы родились?

— Пока я не стал взрослым, я не задумывался над этим.

— А когда стали?

— Начал читать различные гороскопы. Но пришел к выводу, что никакой знак на меня не повлиял. Я отношусь ко всем этим астропрогнозам исключительно как к сказкам.

10. Кого вы предпочитаете держать в доме — кошку или собаку?

— И собаку, и кошку. Собака у меня сейчас прямо здесь — в тренерской. Ксано зовут — родословная так требует. Порода! На выставки ходим. А кошка на даче живет. Сама пришла. Похоже, кто–то ее выбросил, а у нас она стала любимицей семьи. Маркизом зовут.

— Кошку?

— Ну да. Сперва ее назвали Маркизой. Но когда Маркиза выросла, все поняли, что это на самом деле Маркиз.

11. От кого вы устаете больше всего?

— От игроков. И от самого себя. Мне постоянно хочется сделать что–то особенное, чтобы ребята меньше тренировались, но от этого было бы больше пользы. А процесс поиска чего–то нового сильно утомляет.

12. Есть ли в жизни вечная любовь?

— Очень сомневаюсь. Если мы говорим о любви человека к человеку, то постоянным может быть чувство между матерью и ребенком. Любовь же между мужчиной и женщиной вряд ли может быть вечной.

13. Если вы любите путешествовать, то какому виду транспорта отдаете предпочтение?

— Я не люблю путешествовать. Слишком уж много наездился по свету — сейчас это уже в тягость. Но если уж приходится, то предпочитаю автомобиль, а если далеко, то, естественно, самолет.

14. Кто ваш самый близкий друг?

— Самые близкие мои друзья — это игроки, которые сражаются до конца.

— Хм. А что вы вкладываете в само понятие «настоящий друг»?

— Друг — это очень широкое понятие. Если сказать, что друг — это тот, кто может ради тебя прыгнуть в какую–нибудь пропасть, то вряд ли кто–то согласится на такие «эксперименты». Я думаю, что это человек, который не отвернется в трудную минуту. А трудные минуты могут быть разными.

— От вас часто отворачивались?

— Не очень, но были случаи, когда приходилось разочаровываться в достаточно близких людях. Впрочем, сейчас у меня немного друзей, но это те люди, в которых я не сомневаюсь и которых рад видеть рядом с собой.

15. Верите ли вы во внеземные цивилизации?

— Давайте, например, возьмем мою длинную и в то же время такую короткую жизнь. Когда мне было 20, ЭВМ были размером с огромную комнату. Сейчас компьютеры стали вполне естественным предметом быта. Мог ли я в 50–е годы думать о том, что в космос будут летать туристы? Да никогда! А вы посмотрите, что делается сейчас. Вот и выходит, что–то, что еще совсем недавно казалось совершенно невозможным и несбыточным, становится вполне обыденным. То же самое и с внеземными цивилизациями: я совершенно не удивлюсь, если кто–то где–то найдет планету, на которой есть жизнь. Или кто–нибудь к нам прилетит.

16. Ваши идеалы женщины и мужчины?

— Это очень сложный вопрос. Я думаю, что идеала у меня все же нет. Я не привык преклоняться перед каким–то образом мужчины или женщины.

17. Как вы проводите свой отпуск?

— Отпуска, как такового, у меня не бывает. Но если выдается свободное время, я стараюсь выехать куда–нибудь, где есть море, пляж и можно просто полежать и отдохнуть. Если бы у меня был настоящий отпуск, я бы проводил его где–нибудь подальше от спорта и поближе к солнцу.

18. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?

— По идее, я должен сказать сейчас что–то громкое, красивое. Это будет неправда. Есть много такого, чего нельзя прощать: предательства, измены общим идеям и принципам... Но ведь это не значит, что такого человека нужно расстрелять на месте. Просто с ним не стоит общаться, доверять ему.

19. Что такое, по–вашему, лень, а что — душевный покой?

— Душевный покой — это когда все хорошо. Вот так просто. Когда не предвидится событий, которые могут повлиять на мою судьбу, судьбу моих родных, друзей или команды. А лень... Когда выдается свободная минутка, почти все мы любим лечь на диван возле телевизора. И считаем, что это не лень. А это самая настоящая лень. Но мы все равно принимаем горизонтальное положение и смотрим телевизор, который никакого развития, никакой пользы не приносит.

20. Если у вас есть свой огород или дачный участок, то какие овощи и фрукты нравится выращивать?

— Есть. А выращиваю — газон! Есть фруктовые деревья, которые плодоносят, цветы... Еще — огород. Маленький такой, 3 на 3: чуть–чуть лука, чуть–чуть чеснока... Я не думаю, что в заготовке запасов есть какой–то смысл.

— А какие цветы выращиваете?

— Самые разные: зимние, осенние, летние и, конечно, розы. У меня, считаю, очень красивый участок.

21. Будь вы главой государства нашей страны, что бы вы сделали в первую очередь?

— Во–первых, я не могу стать главой государства. И не хочу. Поэтому рассуждать на эту тему не буду — зачем?

22. А врагов вы себе успели нажить?

— Видите ли, враги в моем понимании — это те люди, которые стреляют в тебя, пытаются уничтожить. Террористы — это враги. А спортивные соперники — конкуренты или «бытовые» враги, которые, например, чему–то или кому–то завидуют, хотят навредить, это и не враги вовсе.

23. Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?

— Мое призвание — тренер. Сейчас я это чувствую. Но если бы я был тренером не по гандболу, а по футболу или, например, хоккею, это было бы немножко лучше.

24. Чего вам лично больше всего недостает сегодня?

— В принципе, у меня все есть. Жаловаться на нехватку здоровья не люблю — это все терпимо. Да и вообще я редко жалуюсь на судьбу. Прожить 67 лет — это уже немало, а если при этом удалось сохранить работоспособность, светлую голову, желание что–то сделать, то разве можно желать чего–то большего?

25. Когда вы последний раз хохотали от души?

— Бывает иногда. Но когда это было в последний раз, я не помню.

26. При каких обстоятельствах вы познакомились с нашей газетой?

— Во–первых, это первая и основная республиканская газета. Поэтому пройти мимо нее было просто невозможно. Она не требует рекламы, и если я хочу о чем–то узнать, я всегда покупаю именно «СБ».

27. Как вы относитесь к наблюдению А.П.Чехова, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?

— В этом высказывании есть очень большой смысл. Чем крупнее человек, чем он значимее, тем он более благоразумный, лояльный и... человечный. А вот среди провинциальных знаменитостей, начальников в деревнях или поселках встречаются весьма странные люди. Быть может, из–за комплексов, быть может, из–за чувства какой–то собственной ущербности они могут быть опасны.

28. Помните ли вы свое детское прозвище?

— Вы знаете, у меня имя — Спартак. Поэтому необходимости выдумывать мне прозвища, похоже, не было. Хватало одного имени. (Смеется.)

29. Не рискнете предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?

— Я думаю, что крупных, радикальных изменений не будет. Все будет идти по накатанному пути.

30. Где вы чаще всего встречаетесь с друзьями?

— В основном — за столом. По праздникам или без них — нет разницы. Просто созвонились, собрались, устроили небольшое застолье. Уже не тот возраст, когда мы встречались на мини–футбольной площадке, различных спортивных мероприятиях. Да и вообще встречаться получается все реже и реже. Но зато интереснее.

31. Можете вспомнить ваш самый смелый поступок?

— У тренера, который руководит большой командой на ответственном турнире, любая замена — значимый поступок. Особенно это чувствовалось во времена СССР: редко кто решался в ответственный момент выпустить на площадку молодое дарование. Помню, в Сеуле мы очень много спорили и даже ссорились с главным тренером олимпийской сборной Евтушенко по поводу кандидатуры Каршакевича. Дело в том, что перед Олимпиадой на одном из турниров хорошо сыграл Валерий Гопин, и Анатолий Николаевич настаивал, что играть первую игру с югославами должен именно он. Три дня мы ругались, но, в конце концов, я настоял на том, что выйти против Югославии должен именно Каршакевич. Он вышел, и, в конце концов, был признан лучшим игроком Олимпиады–88! Конечно, можно было тогда уступить, а потом сказать Евтушенко: «Ну вот видите, я был прав!» Но я привык отстаивать свое мнение.

32. А какие книги, по–вашему, надо прочесть всем?

— Каждый выбирает книги исходя из своего возраста, и давать какой–то общий совет достаточно сложно. В 12 лет мы увлекались Жюлем Верном, в 15 лет — Дюма... Сейчас литература перечитывается. Вот Пикуль по третьему разу очень хорошо идет. Но я замечаю, что читать стал меньше. Телевизор и компьютер занимают много времени, к тому же переезды всякие, тренировки. Но перед сном все равно читаю обязательно.

33. У кого конкретно и что именно вы спросили бы в первую очередь, будь у вас такая возможность — пообщаться с самыми интересными личностями нашего времени?

— С любым действительно интересным человеком было бы приятно пообщаться, расспросить его... Да вот, например, задать те вопросы, которые вы задаете мне сейчас!

34. Вы хорошо знаете свою родословную?

— Нет. Во времена моей молодости мало кто знал свою родословную. Большинство ребят были беспризорниками. Родился я в Магнитогорске Челябинской области. Мать была детдомовкой и, естественно, не знала своей родословной. А отец погиб на фронте, и я так ничего и не узнал о его родне. После войны паспорта выдавали просто так — со слов... Потому, были ли мои предки какими–нибудь очень умными или хитрыми — это мне неизвестно.

35. Самый счастливый день в вашей жизни?

— Практически все памятные события в моей жизни связаны со спортом. Особенно хорошо запомнил победу минского СКА в Кубке европейских чемпионов. Хотя я и не знаю, можно ли назвать это событие таким уж громадным счастьем. Наверное, настоящее счастье, это когда рождается ребенок, когда у него складывается жизнь. В общем, счастье — понятие расплывчатое. То, что сегодня счастье, завтра уже может таковым и не казаться.

36. Есть ли у вас любимое занятие, помимо основного рода деятельности?

— Очень много времени занимаюсь собакой, работаю на даче, с удовольствием читаю, смотрю телевизор...

37. Что вы чувствуете в обществе молодых людей?

— Всегда чувствую себя с молодежью очень комфортно. А мне ведь постоянно приходится общаться с ребятами, которые гораздо моложе меня. Тем, кого я начинал тренировать в СКА, сейчас уже за 40, у некоторых уже внуки есть. Но они для меня все равно как дети, как те, кто сейчас бегает на площадке. И они, несмотря на солидный возраст, до сих пор прячут сигарету в рукав, чтобы тренер не увидел «нарушения режима». Но главное, что нам по–прежнему есть что рассказать друг другу.

38. Как часто и по какому поводу вы бываете недовольны собой?

— Почти всегда. Если человек перестал быть недовольным собой, значит, он успокоился и остановился в своем развитии.

39. Рок–музыка, это надолго? По–вашему...

— Я думаю, что нет. Это дань моде. Хотя если она и задержится надолго, то — на здоровье, мне такая музыка совершенно не мешает.

40. Ваше любимое блюдо?

— Вкусное.

— Футбольная команда?

— Конечно, московский «Спартак». Я, правда, не знаю почти никого из играющих там футболистов, но имя обязывает. (Смеется.)

— Танец?

— Медленный.

— Газета?

— «Прессбол».

— Музыкальное произведение?

— Вообще–то у меня очень много музыкальных пристрастий. Выделить могу лишь Чайковского.

— Запах?

— Приятный.

— Цвет?

— Розовый.

— Время года?

— Весна.

— Погода?

— Дождливая.

— Почему?

— Когда падает дождь, я себя как–то комфортно чувствую. Быть может, это связано со здоровьем, быть может, просто воспоминания детства, когда я любил бегать босиком по лужам после дождя. Даже не знаю.

— Цветы?

— Конечно, розы.

— Наряд?

— Спортивный.

— Праздник?

— Первое мая! Шучу, конечно. Мой любимый праздник — Пасха.

41. Можете назвать то место на земле, которое вам всего милее?

— Беларусь. А в Беларуси — дача в Аксаковщине.

42. Часто ли вам приходится одалживать у кого–то деньги?

— Последнее время нет. Наверное потому, что жизнь уже устоявшаяся, да и потребностей больших у меня нет. А вот когда был студентом, когда хотелось и поесть, и купить что–то красивое, — тогда бывало.

43. Каково ваше отношение к конкурсам красоты?

— Очень положительное. К любому конкурсу я отношусь положительно, вне зависимости, что это за конкурс, — собак, котов, певцов или девушек. Потому что сам по себе конкурс — это «двигатель», который способствует прогрессу. А если показывают красивых женщин, то для меня это еще и эстетическое наслаждение.

44. Верите ли вы в изречение: «Все, что ни делается, все к лучшему»?

— Не всегда. Хотя если что–то делается, то это уже хорошо. Потому что лучше сделать неправильно, понять ошибку и переделать, чем ничего не сделать вообще. Это, кстати, и к спорту относится в полной мере.

45. Вы умеете прощать?

— Да только этим и занимаюсь ежедневно. И себя, и партнеров, и игроков, и жену, и собаку...

46. Как вы заботитесь о собственном здоровье?

— К сожалению, не совсем так, как нужно было бы. За что меня постоянно ругает моя дочь. Она — доктор. Сейчас в Германии живет. Внуки там растут.

— А почему же вы не слушаетесь–то дочку?

— Иногда из–за боязни найти какую–то лишнюю болячку. Знаете же такое распространенное мнение, что если человек пошел себя проверять, значит, он уже нездоров. А иногда, признаться, мне просто лень.

47. Летаете ли вы во сне?

— Раньше бывало. Махал руками, как будто поднимался вверх. В последнее время перестал. Наверное, погода нелетная. (Смеется.)

48. Когда у вас плохое настроение, вы что делаете?

— Ругаюсь, в основном. Хотя и стараюсь не показывать своего состояния, не срываться. Я ведь уже говорил, что нужно сначала успокоиться, а потом давать волю эмоциям.

49. Вы часто пишете письма?

— Нет, не пишу. И никогда не писал. Только открытки, да и то редко.

50. Верите ли вы в лучшее будущее наших детей?

— Конечно. И не только детей. Я верю в светлое будущее всего нашего народа. (Улыбается.)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter