Человечное правосудие Мадудина

Николай Мадудин за три десятка лет работы рассмотрел множество различных дел...

В чем состоит отечественное правосудие? В судебной практике нескольких сот служителей Фемиды, которые призваны его осуществлять. В том, как они рассматривают каждое конкретное дело. Николай МАДУДИН (на снимке) за три десятка лет работы в системе общих судов Беларуси и в Высшем Хозяйственном Суде рассмотрел множество различных дел. Можно говорить о профессиональном феномене этого судьи, его человечном правосудии.

«Больше преступлений не совершу…»

Выходец из сельскохозяйственного Краснопольского района Николай Мадудин, прежде чем поступить на юрфак БГУ, изрядно поднакопил житейского опыта. В том числе и когда проходил срочную службу в танковых войсках в знаменитых Печах, что под Борисовом. После окончания университета почти в той же местности — суде Крупского района — ему доверили отправлять правосудие.

Вскоре после судейского дебюта довелось Мадудину рассматривать не совсем обычное уголовное дело. Один из работников местного деревообрабатывающего комбината, имеющий немалый криминальный опыт, из хулиганских побуждений прервал работу предприятия. Его прегрешения рассматривались на выездном судебном заседании. Председательствуя на нем, молодой судья Мадудин поначалу не знал, как ему быть. Дело в том, что обвиняемый, которого под стражей доставили на заседание, отказался отвечать на любые вопросы. Все равно как принял обет молчания. Пришлось обратиться судье к обвиняемому с проникновенной речью, смысл которой сводился к тому, что таким вызывающим поведением он лишь усугубляет свое поведение. Мадудину удалось достучаться до сознания необычного хулигана. Тот начал отвечать на вопросы. Более того, раскаялся в содеянном. Приговор в итоге суд вынес достаточно суровый, связанный с реальным лишением свободы — как того требовал уголовный закон. И осужденный принял это наказание как вполне объективное. Никаких демаршей больше не устраивал.

Достаточно курьезный случай произошел в суде Мядельского района, руководить которым позже доверили Мадудину. Особо опасный рецидивист, на котором милиция давно поставила жирный крест, совершил мелкое хищение и попал под уголовную ответственность. Его дальнейшая судьба никого, кроме матери, не волновала. Она одна присутствовала на судебном заседании, на котором давалась оценка противозаконным действиям ее сына. Женщина ничего хорошего от суда не ждала. Была уверена, что сыну дадут новый срок, потому и собрала ему в колонию соответствующую передачу. Обвиняемый также морально был готов к такому приговору. И тут судья Мадудин оглашает: приговорить к штрафу…

— Обвиняемый, вам понятен приговор? — привычно поинтересовался председательствующий.

А обвиняемый от неожиданности потерял дар речи. Когда наконец до него дошла суть произошедшего, заявил:

— Ваша честь, пока вы будете судьей в нашем районе, я больше не совершу ни одного преступления. Клянусь!

И держал затем свое слово! Его (рецидивиста) тронули гуманность и человечность правосудия Николая Мадудина. Они побудили его пересмотреть свое дальнейшее поведение. А кто бы выиграл от того, если бы судья отправил этого человека с богатым криминальным прошлым опять на нары?

Сложный моральный выбор приходилось делать судье Мадудину часто. Как-то члены местной любительской волейбольной команды, в которой приобщался к спорту и Николай Дмитриевич, гуляли на свадьбе своего товарища. После торжества сели в легковушку, за рулем — их товарищ, как и все, в изрядном подпитии. По дороге он не справился с управлением и врезался в столб. Четверо пассажиров погибли. В живых остался один водитель. Он хорошо знал по волейбольным баталиям того, кто председательствовал на судебном процессе. Наверняка рассчитывал, что Николай Дмитриевич проявит снисхождение. С другой стороны плакали, убивались родные и близкие погибших. И судья Мадудин вынес суровый приговор: 13 лет лишения свободы…

Во всех приведенных случаях решения Николай Дмитриевич принимал обдуманные, выверенные. Подтверждением тому и соответствующая статистика: за пять лет работы по приговорам, вынесенным по уголовным делам, у него не было ни одной отмены. Лишь одна осечка произошла при рассмотрении дел гражданских.

Ступеньки ВХС

На работу в Высший Хозяйственный Суд Николая Мадудина пригласили в 1997 году. К тому времени он успел не только поработать в двух районных судах, но и в Минском областном. Опытному судье переход в специфическую сферу хозяйственного правосудия не принес особых сложностей и потрясений. Разве что несколько месяцев он адаптировался, перестраивался на новые рельсы. Пришлось осваивать огромный массив законодательства, которое к тому же регулярно менялось.

Вначале судья ВХС Мадудин рассматривал дела в первой инстанции, потом — в кассационной вновь принимал дела к своему производству. Был секретарем Президиума, затем Пленума ВХС. В общем, прошел многие ступеньки осуществления хозяйственного правосудия. И что примечательно: рассматривая дела обычные и вызвавшие большой общественный резонанс, судья Мадудин выносил решения, с которыми чаще всего соглашались обе стороны. Назову некоторые.

В свое время пошла волна открывать новые учебные заведения. Порой их учредители не создавали при этом необходимую материальную базу, не налаживали современный учебный процесс, обходились случайными, неквалифицированными кадрами. Министерство образования по этим и другим причинам аннулировало лицензии, выданные нескольким учебным заведениям. Их руководители пытались оспорить данное решение вопроса в ВХС. Судья Мадудин рассматривал такие иски и, убедившись в невыполнении предъявляемых требований, несколько раз поддержал позицию министерства. А вот когда рассматривал аналогичный иск одного из коммерческих вузов, изучив перед этим в течение месяца сложившуюся ситуацию, убедился, что решение в данном случае принято ошибочное. И признал незаконным то, что Министерство образования аннулировало лицензию вуза. Решение подготовил настолько аргументированное и доказательное, что министерство не стало его обжаловать.

Такая же ситуация повторилась при рассмотрении иска о признании права собственности на Дом литератора. Когда Национальный банк лишил лицензии на осуществление банковской деятельности «Джем-банк», его руководители обжаловали в ВХС это решение. Судья Мадудин, рассматривая дело, иск удовлетворил. Но после этого руководители «Джем-банка», похоже, уверовали в свою непогрешимость, что в итоге привело к банкротству этого учреждения. Дело о банкротстве банка ведет в настоящее время судья Мадудин. Сложнейшее дело – пожалуй, все, что и можно в данном случае сказать.

Практика рассмотрения кассационных жалоб свидетельствует, что в последнее время возникают сложности по некоторым категориям дел: прежде всего вытекающие из договоров лизинга, строительного подряда и других. Сложности, по мнению Мадудина, возникают по применению норм материального права. На втором месте – нормы процессуального права. К ошибкам, как правило, приводят два обстоятельства: неполное исследование доказательств и неправильная их оценка. Поэтому Николай Дмитриевич старается уделять должное внимание учебе судей хозяйственных судов, налаживанию делового взаимодействия судей первой, кассационной и апелляционной инстанций. И это приносит свои плоды.

-----------------------------------

Компетентный отзыв

Заместитель председателя Высшего Хозяйственного Суда Беларуси, председатель Кассационной коллегии ВХС Виктор РЯБЦЕВ:

— Николай Дмитриевич Мадудин — один из опытнейших профессионалов, судья с большой буквы. Он накопил большой опыт, работая в системе общих судов, укрепил его, став судьей ВХС. Во многом потому, что он принципиальный человек и юрист, всегда отстаивающий свою точку зрения, досконально, скрупулезно анализирующий каждое рассматриваемое дело, принимающий взвешенные решения.

В Кассационной коллегии ВХС Николай Дмитриевич является руководителем одного из ее составов. В этом качестве он также зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Способствуют этому его житейский опыт и житейская мудрость. Мадудин не держит свои профессиональные секреты на замке. Он коммуникабелен и всегда оказывает помощь коллегам. Чего греха таить, иной судья, под гнетом больших нагрузок и огромного напряжения порой проявляет несдержанность и вспыльчивость. Этого никогда не позволяет себе Мадудин. Он всегда выдержан, у него ровные, доброжелательные отношения со всеми. К нему никогда ни у кого из коллег нет претензий. И это, я считаю, также является подтверждением его высокого профессионализма.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter