“Человечество должно летать”

Как “Затюканный апостол” превратился в “Оракула?..”

Как “Затюканный апостол” превратился в “Оракула?..

”Перед уходом на летние каникулы коллектив Национального академического драматического театра имени Горького решил порадовать зрителей свежей премьерой. И вот ведь как в точку попал. Теперь целый месяц будешь ждать, когда появится возможность снова увидеть эту, как может показаться на первый взгляд, странноватую семейку и удивительно смышленого для своего возраста Малыша. И музыка, музыка будет непрерывно звучать в голове. А на языке вертеться что-то вроде “Джордано Бруно, Джордано Бруно сожгли на костре...” Музыкальной семейной трагикомедией “Оракул?..” по пьесе Андрея Макаенка “Затюканный апостол” удивил народный артист Беларуси, режиссер-постановщик Борис Луценко.

Режиссер уже обращался к пьесе. В 1970 году, ровно через год после ее написания известным белорусским драматургом Андреем Макаенком. Постановка тогда состоялась на сцене Купаловского театра. И вот спустя четыре десятка лет пьеса снова ожила, уже в Горьковском. На этот раз Борис Луценко решил пойти по новому пути. У спектакля появилось не только современное звучание, новое название — “Оракул?..”, но и невероятное музыкальное сопровождение.

Под влиянием своей постановки 2004 года — полюбившейся зрителям рок-оперы “Анджело” по произведениям Пушкина — режиссер вместе с композитором Алексеем Ереньковым продолжил поиск музыкального диалога. В итоге музыка и великолепные зонги главного героя стали чуть ли не основой премьерного спектакля. Представить, что Макаенка можно сделать настолько музыкальным, кажется, не мог никто из зрителей, но, выходя из театра, даже сомнений не возникло — “А что, можно было как-то по-другому?”

Действие спектакля разворачивается в обыкновенной, казалось бы, семье, в которой есть дед, папа, мама, дочь и сын. Вот только сын — не совсем обычный ребенок. Даже странный. По крайней мере, так кажется его родным. В свои десять лет он проводит время за чтением серьезных книг, слушает политического комментатора и мечтает вырасти великим политиком. Слишком эрудированный и политически подкованный, он вызывают лишь снисходительные улыбки у родителей. Слушать Малыша, который вечно что-то говорит, о чем-то рассуждает и мечтает, им некогда. Ведь у них куча своих “взрослых” проблем: любовники, развод, дележка детей.

У главного героя болит душа за справедливость, он верит, что может предсказывать события, может познать и понять этот мир, изменить его к лучшему. Именно с такой миссией, ему кажется, он и послан на эту землю. Когда-то, верит мальчик, он был рабом, несчаст-ным, страдающим от жестоких начальников, который пообещал себе, что вернется в этот мир, чтобы отменить всякое рабство: “Не будет ни фараонов, ни рабов. Человечество обретет свободу. Обретет свободу... — кричит он с высокой лестницы. — Человечество должно летать. В бесконечном мировом пространстве”. Но даже любимый мудрый Дед не понимает внука: “Фантазер. В армию тебе надо”.

Мальчик не сдается. Он знает: изменить мир не просто — чтобы отменить всякую власть, он прежде сам должен стать у власти. И пока у него такой возможности нет, он пытается познать и решить мировые проблемы на примере своей семьи. Он провоцирует, дразнит, принуждает родных к определенным поступкам. “Маленький шантажист!” — кричит мать на требование сына купить ему наушники и словарь за его молчание о ее связях со студентом-негром. “Ничего, подрасту — стану великим”, — улыбается в ответ Малыш.

Спектакль полон шуток, танца, пластики... Владимир Глотов, талантливый и обаятельный молодой артист Горьковского театра, играющий Малыша, так и вынуждает зрителя выполнить какое-нибудь па, а еще затянуть вместе мелодичное “Между прошлым и будущим...” или неожиданное “Хря-я-я-я-я-ясь!”. Актер поет, преднамеренно растягивает слова, бубнит или причитает. Каждую минуту на сцене он удивительно разный и оттого, кажется, по-настоящему живой.

“Человечество должно лета-а-а-а-а-ать!” — слышишь ты, сидя в зале, и, несмотря на трагический финал пьесы, выходишь из театра именно порхая. С ощущением легкости и мыслью: “Кажется, я сейчас знаю, как надо жить...”

В главной роли в спектале “Оракул?..” — обаятельный, музыкальный и пластичный Владимир Глотов. Также в постановке заняты Александр Вергунов, Инна Савенкова, Олег Коц, заслуженный артист Российской Федерации Александр Брухацкий, Юлия Кадушкевич, Елена Стеценко, Александра Богданова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter