Музей, выставка?.. Почему Беларуси нужны инструменты популяризации инновационной и индустриальной деятельности

Человеческая мысль в физическом выражении

Технологическая отсталость Беларуси — миф и реальность одновременно. Не будем спорить: последние 20 лет мы завезли немало импортного оборудования, технологий, рецептур. И сейчас, когда некогда кажущиеся нерушимыми коммерческие связи и обязательства производителей станков и машин превращаются в пыль на глазах, наша экономика испытывает определенный дискомфорт. С другой стороны, в стране есть немало и отечественных разработок и инноваций. В сфере приборостроения, исследовательского оборудования, роботостроения и еще широкого спектра разнообразных инженерных направлений. Другой вопрос, что многие новации скрыты от глаз широкой общественности.

коллаж любови царюк

В сентябре прогулялся по промышленной выставке. Очень много увидел интересного. И каждый экспонент подтверждает: технологическая независимость возможна. Хватит у нас компетенций, хотя, конечно, многие из них необходимо укреплять и углублять. Но в научно-исследовательском и инженерном разрезах республика далеко не безнадежна, как иной раз снисходительно пытались преподнести этот факт транснациональные корпорации (фактически конкуренты наших разработок). Другой вопрос, что пришла пора нам перестать стесняться своих разработок и почаще выставлять их напоказ. Не только профессионалам: многие наши ученые и разработчики прекрасно известны в профессиональных кругах. В гибридной войне важным фактором является психологический. И продемонстрированные лицом инновации могут вдохнуть энтузиазм, как говорится, в массы. И стать защитой от влияния зарубежной повестки. Иное дело, что сегодня как никогда нам необходимо визуализировать свои достижения. Увы, у нас много музеев, но политехнического пока нет.

Нельзя сказать, что в стране совсем ничего не делается для продвижения инноваций по широкой инновационной повестке. В последние годы очень активно стал развиваться в разных формах промышленный туризм. Есть экспозиция в Нацио-

нальной академии наук, в том числе виртуальная. В одном из технопарков планируют создать музей науки. Проводятся отраслевые выставки. Но, на мой взгляд, не хватает постоянной экспозиции, как это делалось в советское время на площадках ВДНХ. Помнится мне, очень я любил в детстве бегать на эту выставку. И хотя в воздухе пахло перестройкой и летали первые ласточки дефицита, но на выставочных стендах красовались результаты достижения народного хозяйства, в том числе и экспонаты пищевой сферы. Были там и консервированные крабы, и разные джемы и варенья… Конечно, на фоне пустых прилавков выглядела такая экспозиция несколько цинично. Тем не менее обладала определенным психологическим эффектом. Да, не было этих продуктов в магазинах. Как и многой другой потребительской продукции, которая стояла на ВДНХ, но было понимание: делать мы ее умеем. Значит, есть надежда (правда, ее Михаил Горбачев, а потом и рыночные демократы не оправдали): рано или поздно наступит процветание в тривиальном универсаме и универмаге.

Почему бы не перенять положительный опыт в части перманентного представления на всеобщее обозрение наших инновационных достижений? Не только в части готовых товаров, но и в разрезе достижений науки, наших исследователей. Благо, что современные технологии различных разрезов реальности (виртуальной, дополненной, додуманной и так далее) позволяют сделать эту экспозицию интерактивной и яркой. Соответственно, интересной. По большому счету политехнический музей (или выставку) можно сделать в формате технологического «ленда». Другими словами, проект при правильных продюсерских подходах и концепции может стать коммерчески если не прибыльным, то окупаемым.

Пока эту повестку у нас перебивают в той или иной степени иностранцы. Правда, их активность сбила пандемия. Но вспомните, сколько разных выставок гастролировало по Беларуси. То роботов привезут, то выставку каких-нибудь технических диковинок. Естественно, иностранного происхождения. Надо сказать, что такие экспозиции вызывали интерес. Даже невзирая на не самый демократический подход к ценообразованию на билеты. Оно и понятно: подобные мероприятия являются коммерческими проектами. В случае национальной политехнической выставки нет необходимости ее монетизировать, но факт в другом: такое предприятие способно являться финансово вполне самодостаточным. Опять же, при правильно выстроенной стратегии.

Впрочем, ключевой целью подобных экспозиций является исключительно просветительско-патриотичная. И, несомненно, образовательная. Не будем кривить душой: инженерные дисциплины (если они не касаются IT), технологические специальности и исследовательская сфера деятельности — это не самые привлекательные треки для карьерного пути молодежи. И экономика, и юриспруденция занимают по-прежнему первые места по количеству студентов. Всеми правдами и неправдами, а также административной указкой абитуриентов пытаются загнать на технические специальности, ведь именно они наиболее перспективные и с точки зрения карьеры, и с точки зрения заработка. Но пока нельзя сказать, что в этом вопросе удалось преуспеть. Причин достаточно много, в том числе и недоработки в информационно-просветительской работе. В этом отношении в более выигрышном положении находятся производители программного обеспечения. Их приложения может скачать и оценить практически любой желающий. А с технологиями и индустриальными достижениями дело обстоит сложнее. И, подозреваю, исключительно промышленным туризмом проблему не решить. Кроме того, инноваций много в малом и среднем бизнесе. Но экскурсии организовывают в основном флагманы нашей промышленности. Да и пропускная способность их замечательных музеев навряд ли способна обеспечить широкий охват. По большому счету не совсем задача крупных предприятий заниматься пропагандой инноваций в широких массах. Содействовать — да. Но основная функция у этих предприятий все-таки производственная.

Политехнический же музей смог бы выполнять на профессиональном уровне образовательную функцию. В определенной степени и идеологическую плюс развлекательную. Вполне может стать хорошим местом для досуга. Кроме того, подобный музей, несомненно, представляет собой мощную маркетинговую площадку, на которой свои разработки могут выставлять малые предприятия. Многие из них уже занимаются тематикой создания роботов, а также другими научно-технологическими разработками.

Конечно, создание подобной качественной площадки — дело не самое дешевое и не очень быстрое. А эффект от нее может наступить через несколько лет, а то и десятилетий. Но именно по этой причине этим проектом необходимо заняться именно сейчас. Промышленность, инжиниринг, новации, исследования стали терять популярность, когда те же площадки ВДНХ, многочисленные кружки технического творчества заменили экономическими форумами. Они, конечно, тоже нужны. Но, возможно, как надстройка к промышленному базису, а не сами по себе.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter