Таможня обложила «топливных туристов» пошлинами
Со вчерашнего дня на границе усилен контроль за так называемыми бензиновыми туристами: без таможенного оформления выезжать в соседние страны с полным баком они смогут только раз в три дня. Если же кто–то из топливных «челноков» попробует нарушить лимит, у него потребуют заплатить пошлину на «горючий» товар.
Туристы и командированные могут вздохнуть свободнее — им больше не придется терять время в очередях к пунктам пограничного контроля. Как и предполагалось, мера поспособствовала сокращению автомобильных цепочек. Ведь прежде очереди на 90 процентов состояли из «танкеров» — так прозвали машины перевозчиков солярки и бензина, зарабатывавших на разнице цен в Беларуси и соседних странах.
К примеру, вчера череда авто, ожидавших оформления на выезд за границу в пункте пропуска «Брузги», была не длиннее 500 метров. По оценкам таможенников, это всего два часа ожидания. Для сравнения: в последний день зимы, накануне введения новых правил, очереди у пунктов пропуска растягивались на три и более километра.
Начальник Гродненской региональной таможни Юрий Сенько считает, что в скором времени распространенный в приграничных районах нелегальный «экспорт» топлива если и не прекратится вовсе, то уж точно сведется к единичным случаям: «С января цены на бензин и солярку в Польше упали, а в Беларуси, наоборот, несколько выросли. В результате сейчас владелец автомобиля с объемом топливного бака 110 литров выручает за одну поездку 15 — 20 долларов, хотя еще несколько месяцев назад его прибыль превышала 40 долларов. Мы предусмотрели и то, что обязательно найдутся те, кто начнет усаживать за руль всех родственников по очереди. Но и они скоро поймут, что как основной источник дохода для семьи такой способ не годится: ведь сумма месячной выручки составит лишь около 300 тысяч рублей на человека».
К слову, пытаться обмануть сотрудников таможни и ездить с неполным баком, но зато ежедневно, не получится. Те уже в лицо узнают своих «постоянных клиентов» и имеют полное право не выпускать их из страны чаще, чем это предусмотрено новыми правилами. Что касается иностранных «челноков», то еще при въезде в нашу страну их будут предупреждать о том, что они уже второй раз за три дня пересекают границу, а значит, назад с полным бензобаком не выедут. 10 литров вполне достаточно, чтобы доехать до ближайшей польской или литовской заправки.
В свое время для того, чтобы заняться бензиновым бизнесом, жители приграничья бросали работу, а студенты переводились на заочное отделение. Уже сейчас руководители местных предприятий и организаций замечают ощутимый приток рабочей силы, а молодежь предпринимает попытки вернуться в альма–матер и вновь получить право на стипендию. Тем не менее у многих «бензовозов» достаточно аргументов в пользу того, чтобы не бросать свое занятие.
...Зденек из Свислочи — опытный перевозчик бензина. Говорит, что ушел в приграничный бизнес после того, как не смог найти работу в родном городе: «Я езжу, потому что жить как–то надо. Читал в прессе, что сейчас разрабатывается программа поддержки малых городов. Мол, будут создаваться рабочие места. Хорошо бы. Появись у меня нормальная работа в Свислочи, разве я мотался бы сюда?» А Галина из Больших Эйсмонтов чаще двух раз в неделю с содержимым бензобака на продажу и не выезжала. Для женщины и ее двоих детей этот заработок — неплохая прибавка к 80 долларам в месяц, которые она получает, работая продавцом в коммерческом киоске: «Как «челночила», так и буду продолжать. С введением новых таможенных правил мне же зарплату не повысят!»
А еще многие «танкерные извозчики» беспокоятся: будут ли таможенники сливать лишнее топливо? Начальник Гродненской региональной таможни Юрий Сенько объясняет, что в этом нет необходимости. «Солярочника» просто не пропустят к польской границе. А дальше тот пусть сам решает, на какую обзорную экскурсию по достопримечательностям нашей страны он может отправиться, располагая полным бензобаком горючего.
Фото автора.
«Челноку» больше не наливать!
Таможня обложила «топливных туристов» пошлинами