Президент заслушал отчет Правительства и Национального банка

Чего не хватает? Деловитости

Президент заслушал отчет Правительства и Национального банка

Президент заслушал отчет Правительства и Национального банка


До конца года остался всего месяц. Кто–то уже строит предновогодние планы, а кто–то продолжает упорно трудиться. Правительство сверстало проекты бюджета, прогноза социально–экономического развития и денежно–кредитной политики на 2014–й. Представило их Президенту. Но как показало совещание, на котором обсуждался документ и анализировались итоги года уходящего, на строительстве прочной стартовой площадки для работы в 2014–м экономический штаб потрудился явно недостаточно.


В начале разговора Александр Лукашенко порекомендовал присутствующим расслабиться. Организационные и кадровые вопросы будут решены в течение первого квартала будущего года. А пока важно дать объективную оценку деятельности Правительства, вскрыть причины недоработок. Обязывает к этому прежде всего то, что большинство параметров прогноза на год нынешний не выполняется. Президент был принципиален:


— Прямо скажу, меня особенно тревожит стиль работы Правительства, Национального банка и местных органов власти. Их неумение доводить начатое дело до конца, пассивность и нерешительность.


Александр Лукашенко напомнил о похожем разговоре, состоявшемся примерно год назад, посвященном планам на 2013–й:


— Мы отдавали тогда себе отчет, что этот год будет непростой... Я тогда по–мужски предупреждал, что повторение ситуации предыдущего года будет означать немедленную отставку Правительства. По–хорошему уговаривал не витать в облаках, а заняться реальными делами... Вы, наверное, помните мой вопрос о том, что 108,5 процента (прирост ВВП) вряд ли реально. Ответ был категоричен и прост: «Ну что вы? Мы же все подсчитали. Мы же умные». Хотелось бы услышать, как эти умные реализовали свой план.


Увы, итог не впечатляет. Прирост ВВП вместо 8,5 процента — едва дотягивает до полутора. Не выполнены взятые обязательства по балансу внешней торговли, инфляции. Особый упрек касается подходов к модернизации экономики. Как известно, ее результатом должен быть выход к 2015–му на 60 тысяч долларов выручки на каждого занятого в экономике. Задача 2013–го — 48 тысяч. Выходит едва ли 43. Это существенная недоработка. Президент напомнил о главном:


— Модернизация, а просто говоря, организационное и кадровое, и особенно техническое и технологическое совершенствование производства — вопрос выживаемости нашего государства... Подчеркиваю: чтобы получить 60 тысяч долларов реализованной продукции на работающего, нужна модернизация. Нужны новые прорывные технологии и нужна модернизированная экономика. Для того чтобы получить товар и его продать на требовательных сегодня международных рынках.


Критика в адрес Правительства прозвучала за неисполнение не только взятых на себя обязательств, но и прямых поручений Президента. Премьер–министру Михаилу Мясниковичу Александр Лукашенко напомнил о наиболее значимых из них. Разгрузка складов. Здесь кое–кто занялся открытым очковтирательством. Перегнали продукцию на склады зарубежных дилеров и успокоились. Но денег–то это не принесло. Президент предупредил:


— Комитет государственного контроля и Комитет государственной безопасности проверят такие «успехи». И, поверьте, за откровенное жульничество люди ответят. Обман приносит только вред и предприятиям, и стране!


Масса недоработок в исполнении президентских поручений, касающихся развития целых отраслей. Это касается льноводства, ставшей уже притчей во языцех деревообработки. Правительство и руководство Витебской области никак не развернут предложенный ими проект развития обувной и кожевенной отрасли. Буксует модернизация ОАО «Камволь».


На слуху задачи по созданию крупных молочнотоварных комплексов. Изначально они должны были быть решены еще в прошлом году. Области не осилили. Срок перенесли на год. С заданием справляются только Гомельская, Гродненская и Минская области. Могилевская — наполовину. А отставание Витебской — почти на 80 процентов. На этот счет прозвучало еще одно напоминание Президента:


— Я помню пылкие обещания могилевского и витебского губернаторов... Но месяц у вас еще есть. Потом посмотрим... Я говорил, что это лакмусовая бумажка состоятельности губернаторов.


К слову, о молоке. Александр Лукашенко дал понять, что осведомлен о недавних перебоях его поставок в торговую сеть:


— Смотрите, уважаемые губернаторы, чтобы вам не пришлось, кроме коров, доить еще кого–нибудь и поставлять молоко на прилавки для населения.


Еще одна сторона проблемы: многие построенные фермы не укомплектованы поголовьем. И это уже упрек в адрес вице–премьера Михаила Русого и министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца. А ведь будь все фермы полностью введены, как поручал Президент, в прошлом году, у нас была бы совсем другая экономика. Село и так сегодня во многом ее вытаскивает. Спрос на молочную группу товаров на внешних рынках чрезвычайно высок. Во многом благодаря этому аграрный сектор в этом году даст около 6 млрд. долларов экспорта. В следующем — 7. Но уже сегодня эти цифры были бы не в пример больше, если бы было что продавать с новых комплексов. Общая оценка Президента:


— К сожалению, в ходе рабочих поездок по регионам зачастую приходится наблюдать невыполнение собственных обязательств со стороны республиканских и местных органов власти... Повсеместны головотяпство, расхлябанность, неумение организовать работу. Не хватает элементарной исполнительности и деловитости.


А ведь главный критерий деловитости кадров: пообещал — выполни!


Относительно ближайшего будущего Правительству адресовано много логичных вопросов. В состоянии ли оно в нынешнем составе выполнять функции экономического штаба страны? Если да, то какие первоочередные меры будут предприняты для обеспечения необходимой динамики сбалансированного развития? Выхода на траекторию максимального приближения к выполнению заданий пятилетней программы? Насколько хорошо просчитаны проекты прогноза социально–экономического развития и бюджета на 2014 год? Как проект прогноза увязан с действующими производственными программами отраслей, с перспективными планами развития регионов? Президент выделил:


— Меня серьезно беспокоит некоторая оторванность нынешнего проекта прогноза от реальной жизни. Похоже, что только сегодня присутствующие здесь начинают выяснять, какие задачи им предстоит решать в будущем году. Настораживает, что никто не напрягается, не потеет, не спорит вокруг прогнозных показателей. И вообще–то говоря, это нонсенс. Обычно к этому времени поступала масса обращений с просьбами и жалобами. А сейчас — мертвая тишина! Гадаете на кофейной гуще?


Вопросов много. Из чего будет складываться валовой внутренний продукт? Какой вклад внесут отрасли, регионы и предприятия? Как будет развиваться каждое валообразующее предприятие? Что будет с селом? Когда получим соответствующую отдачу от вложенных туда средств? Хватит ли ресурсов для обеспечения экспорта? Ведь его рост запланирован со значительным опережением увеличения выпуска промышленной продукции. Как будет обеспечена стабильность в денежной сфере? На этой теме Президент остановился отдельно:


— Сегодня я откровенно скажу, о чем предупреждал Председателя Правления Нацбанка и Премьер–министра. За стабильность на валютном рынке ответят они оба и банкиры, которых они определили, — это десяток или полтора. А то у нас банки сами по себе развиваются, видите ли, живут в рыночной экономике, а народ и государство сами по себе. Как будто банки деньги не зарабатывают от экономики Беларуси. Еще раз предупреждаю: зона ответственности каждому определена гласно или негласно. Думаю, банкиры меня услышали. И мне не важно, какие они и с каким капиталом: западным, российским или белорусским. Вы пришли сюда работать, вы обещали эту стабильность — работайте вместе с Правительством.


Ну а самая важная задача: выход на динамику роста качества и уровня жизни граждан, определенную решениями четвертого Всебелорусского народного собрания! Именно ее решению должна быть подчинена вся деятельность экономического штаба. За каждым параметром — жизнь людей. Это надлежит помнить всегда.


Из доклада Михаила Мясниковича последовало, что суть и смысл планов 2014 года — это стабильный, сбалансированный экономический рост. При этом предлагается установить абсолютный диктат качественных показателей: прибыль, рентабельность, деньги на счетах, экспорт и сальдо. Именно эффективности надлежит требовать на всех уровнях управления. Что и намерено развернуть Правительство в заданиях на будущий год.


Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон обратил внимание на слабые звенья государственной инвестиционной программы. Она формируется скорее от желаемого, а рабочей конкретики явно недостает. В итоге она становится безразмерной, а проекты затягиваются. На этот счет Президент особо выделил, что деньги надо вкладывать только в окупаемые проекты. В то, что завтра даст эффект.


А общее решение такое: Президент распорядился годовой план объективно разбить на кварталы. Окончательная оценка деятельности Правительства будет дана по итогам первого. Президент настроен решительно. Если задания опять не будут выполнены, в отставку уйдет Премьер–министр с заместителями:


— Все, дальше я вам прощать и терпеть бездействия не буду. Хотя я должен был половину вас отправить в отставку сегодня, я вам даю шанс еще на квартал.


Выводы, надо полагать, всеми сделаны соответствующие.


Советская Белоруссия №226 (24363). Суббота, 30 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter