Минск
+5 oC
USD: 2.57
EUR: 2.78

Сельский бизнес: реально, если креативно!

Чего хотят женщины

Свое дело на селе может приносить хорошую прибыль, если идея оригинальная

Сотни жительниц Брестчины откликнулись на предложение принять участие в стартовавшем в конце прошлого года региональном социальном проекте «Поддержка женщин в фермерстве, агротуризме и ремесленничестве». Авторов 50 лучших бизнес-инициатив проконсультируют по вопросам развития собственного дела, а также материально поддержат при закупке оборудования и расходных материалов для работы. Идей у сельских жительниц юго-западного региона страны много, и их не пугает предстоящее соперничество с опытными и успешными конкурентками.

Хозяйка агроусадьбы «Валерия» из Каменецкого района Наталья Прокопук убеждена: опытные игроки агротуристического рынка и новички должны объединяться для дальнейшего взаимовыгодного развития.

Идеи — в двух шагах

Наиболее востребованные направления приложения сил для жительниц региона — выращивание продовольственных и декоративных растений, изготовление варенья, зефира и других кулинарных изделий, пошив одежды и предметов домашнего обихода. А также открытие агроусадеб, организация отдыха, проведение ремесленных мастер-классов.

Татьяна Онисковец из знаменитого своими кулинарными традициями агрогородка Мотоль Ивановского района раньше работала зоотехником, теперь на пенсии и хочет вместе с супругом заняться агротуризмом либо ремесленничеством:

— Кое-что уже умеем: мы участвовали в фестах «Мотальскiя прысмакi» — принимали у себя гостей, организовывали питание. Есть подсобное хозяйство — свиньи, куры. Имеется большой двухэтажный дом, где живу я с мужем, а также еще один, купленный для сына. Почему бы не использовать этот актив? Хочу узнать, как сделать это наиболее эффективно.

Анне Щукаревой из-под Пинска над идеей собственного бизнеса долго думать не пришлось — подсказала сама жизнь. Семья занимается овощеводством, выращивает коз, домашнюю птицу. На любительском уровне — для личного потребления. Детей шестеро, и все любят животных:

— Старшая дочь занимается с лошадьми в местном конном клубе, старший сын помогает управляться с домашней живностью, да и младшим интересно. Когда я вижу горящие глаза детей, это вдохновляет! Вот я и подумала: а не замахнуться ли на создание фермерского хозяйства, специализирующегося на выращивании животных? Туда могли бы приезжать взрослые, семьи с детьми — комфортное пребывание обеспечим. Надо только упорядочить и документально оформить свои желания, разобраться в правовых вопросах, выстроить бизнес-план. Надеюсь, мне помогут.

Век живи — век учись

Социальный проект для сельских жительниц Брестчины реализует БОО «Отдых в деревне» в партнерстве с Брестским облисполкомом, финансирует начинание благотворительный фонд The Coca-Cola Foundation. Цель начинания — не превратить самозанятость в бесперспективную самодеятельность. В январе в Кобрине, Пинске и Барановичах прошли вводные тренинги, далее инициативных женщин ожидает специализированное обучение.

— Эти два района самые инициативные, — поделилась впечатлениями о ходе реализации проекта председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. — Спасибо комитету по труду, занятости и социальной защите облисполкома — там заинтересованы развивать самозанятость жителей региона и активно оказывают информационную поддержку.

Некоторые участницы проекта ранее уже успели попробовать свои силы в сельском бизнесе. Их более опытные коллеги, выступающие нынче в роли экспертов, кстати, тоже не прочь поучиться.

Анна Щукарева (слева) и Валерия Клицунова.

Например, хозяйка агро­усадьбы «Валерия» из Каменецкого района Наталья Прокопук. Ее усадьбе уже пять лет, имеются постоянные клиенты — бизнес не простаивает. Но как развиваться дальше? Наталья выступает за создание регионального агротуристического кластера — объединения агроусадеб, ремесленников, других организаций, предлагающего комплексные маршруты для туристов.

— Пока эта идея не находит поддержки у коллег, — констатирует хозяйка «Валерии». — Все тянут одеяло на себя — думают, что конкуренты переманят постоянных клиентов. И не понимают, что, объединив в единый маршрут объекты разноплановой специализации, можно привлечь гостей в наш регион не на несколько часов, а на пару-тройку дней. Предпосылки к этому имеются: после расширения в конце прошлого года безвизовой зоны на западе страны и продления срока безвизового пребывания иностранных туристов к нам начали заворачивать группы из Гродненской области. Кто сегодня способен оказать поддержку в консолидации? Районная или областная власть? Кто-то еще? Ответа пока не вижу.

Клиенты в поисках впечатлений

В общественном объединении «Отдых в деревне», говоря о перспективах развития самозанятости на селе, подчеркивают: в наше время клиентов привлекают не столько наличием товара или услуги, а возможностью получить новые впечатления. Поэтому у каждого начинающего предпринимателя есть шанс заявить о себе, убеждена Валерия Клицунова:

— Нужно креативно использовать свои знания и таланты, — советует она жительницам Брестчины. — Для этого не обязательны крупные материальные вложения. Можно вырастить что-то необычное на своем приусадебном участке или использовать дары природы.

Еще одно многообещающее направление приложения сил подсказывает директор учреждения культуры и традиций питания «Чистые продукты» Игорь Данилов:

— Сегодня на подъеме производство и потребление органических, фермерских, функцио­нальных продуктов питания. Это общеевропейский тренд. В ближайшем будущем я ожидаю появления и развития специализированных фермерских хозяйств, агроусадеб, кафе национальной кухни и других предприятий, занятых в данном сегменте. Убежден, что спрос на максимально полезные для здоровья продукты питания с каждым годом будет увеличиваться.

Оценить степень креативности и серьезность планов участниц можно будет уже к концу 2020 года: к этому времени планируется провести презентацию наиболее успешных начинаний.

Возможно, удастся найти финансовых доноров для развития креативных инициатив. Что касается перспектив консолидации и совместного развития новых и ныне существующих объектов сельского туризма, то эта тема достойна отдельного проекта.

В ТЕМУ

В прошлом году во время встречи с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ на «Большом разговоре с Президентом» Александр Лукашенко отметил:

— Условия для развития деловой инициативы и трудовой активности созданы. Но, как говорят в народе, Господь дает корм птицам, но не бросает этот корм в гнездо. Успешны те, кто прилагает собственные усилия — сначала в учебе, потом в поиске работы и профессиональной реализации в любой точке нашей страны.


Фото Александра БАБИЧА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...