Чего хотят таксисты

– Вот времена были! За смену иногда имел больше, чем на заводе в месяц, — везущий меня таксист словоохотливо предается воспоминаниям. — Не то что сейчас — копейки…

Я не против беседы. Час пик, светофоры, пробки — время есть. И тема — работа такси — близка нам обоим.


Виктор Петрович (имя и отчество написаны на бейдже) за рулем с 1989 года. И, как говорит он сам, это было золотое время. Устроиться в таксопарк тогда можно было лишь по блату. Тем, кому удавалось, завидовали знакомые. А большими везунчиками считались разве что заведующие отделами в универмагах, куда время от времени завозили дефицитные товары.

В ностальгии по временам СССР ничего дурного нет. Но живем мы здесь и сейчас — нужно трезво понимать реалии. Виктору Петровичу это, похоже, не всегда удается. Он искренне удивляется тому, что происходит с его любимой профессией сегодня.

За тридцать лет количество автомобилей на улицах увеличилось в тысячи раз. Ждать очереди на покупку «Жигулей» давно не нужно. Да и личным авто никого не удивишь. Поэтому часть клиентов отсеялась естественным путем. Сказать же о возросшей конкуренции в самой сфере — значит не сказать ничего. Особенно в последние годы, которые ознаменовались бурным развитием онлайн-сервисов, в том числе по заказу такси, и приходом на рынок одной известной корпорации. Что, разумеется, не могло не сказаться на ценах, вдруг резко устремившихся вниз. Пассажиры обрадовались, а вот попавшие в новую реальность водители — наоборот. Ведь то, что для нас доступная цена, для них — низкий тариф. И это, пожалуй, главная причина недовольства.

— Дожили, — вздыхает по этому поводу Виктор Петрович. — Уже даже студенты скидываются и на занятия в такси едут. Бомжей скоро с такими тарифами возить буду…

Подобные жалобы доводилось слышать не раз. Поэтому позволю высказать мнение с пассажирского сиденья. Начну с очевидного: именно эта доступность поездок придала импульс, а в глобальном смысле — произвела революцию в пассажирских перевозках. Каких-то десять лет назад лично я пользовался такси от силы 4—5 раз в год. Чтобы попасть на вокзал к 4.30, например. Или далеко за полночь добраться домой. Ныне езжу на такси несколько раз в месяц: тарифы позволяют.

Один из таксистов в разговоре на эту же тему предостерег. Мол, сильно не радуйтесь: это тактический ход одного крупного оператора. А как только он вытеснит конкурентов, тарифы взлетят до заоблачных высот. Отбросив множество возникающих вопросов, на минутку представим такой сценарий. Соглашусь, к хорошему привыкаешь быстро, но лично я не готов регулярно платить за такси вдвое больше, чем сейчас. Однако и катастрофы для себя не вижу. Станет как прежде. Рискну предположить, что и большинство пассажиров примерно так же скорректируют количество поездок. И кто от этого пострадает первым? Да сами же таксисты, количество которых сегодня достигло исторического максимума. Большинству попросту придется искать новую работу.

Поймите правильно: я ничуть не против того, чтобы таксисты имели достойную зарплату. Работа у них тяжелая, а порой и рискованная. Пьяные, неуравновешенные клиенты, нападения, агрессия — к сожалению, все это случается. Но нужно четко понимать реалии современного рынка труда. Ни в одной стране даже очень хороший таксист не будет зарабатывать на уровне программиста.

А впереди еще более сложные времена. Беспилотные автомобили уже не фантастика, а реальные технологии, которые развиваются с каждым днем. И сферу пассажирских перевозок они не обойдут. Подумать и сделать выводы полезно уже сегодня.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter