«Покупайте нашу продукцию. Будете довольны», — говорят работники общепита Смолевичского райпо. И неспроста!
В Смолевичском райпо всеми делами заправляют женщины.
Только директор автобазы — мужчина. Председатель правления Ольга Макейчик в потребкооперации уже 33 года. С первого дня работы в Смолевичском райпо общепит оказался под ее пристальным вниманием. В результате отрасль совершенно преобразилась. Казалось бы, не такой и большой период — год. Тем более если иметь в виду, что эта отрасль по своим издержкам самая трудоемкая. И требования к ней нынче особые, их постоянно предъявляют посетители. Для них важно все, что повлияет на настроение: и внешний вид заведения, и интерьер, и наличие мест, и уровень обслуживания…
— И ничего здесь не поделаешь, — говорит Ольга Исаковна. — Посетитель, как и покупатель, всегда прав. Когда он, скажем, приходит вечером к нам в кафе, то хочет и чувствовать себя здесь комфортно, и вкусно поесть, ощутить атмосферу уюта, отдохнуть от будней.
Район на виду
Здесь надо иметь в виду еще одно весьма важное обстоятельство – месторасположение Смолевичского района. Он совсем рядом со столицей, значит, всегда на виду. Через его территорию проходит автомагистраль Брест—Минск—Москва. Здесь же — аэропорт Минск-2. Сам райцентр неплохо развивается, появляются новые производства, активизируется бизнес. Словом, это вовсе не далекая, забытая людьми и Богом глубинка. Такая деталь: район уже много лет плодотворно сотрудничает с Мытищенским районом Московской области. Естественно, всем хочется, чтобы Смолевичи выглядели достойно, имели свое лицо. Немаловажная черта такого «лица» — общественное питание.
— Ольга Исаковна, учитывая все эти обстоятельства, каковы главные направления развития общепита в районе?
— Я бы назвала основные четыре: современные помещения, которые не отталкивают, а привлекают людей своим внешним видом. Большой выбор продукции собственного производства, разнообразие и широта ассортимента. Максимальное удовлетворение спроса посетителей, а это качество пищи. Работа на натуральном сырье.
Поэтому за ремонт Ольга Исаковна взялась основательно. Легко сказать — взялась, но ведь хорошо известно, насколько в наше время ремонт затратный. Тут хоть самая большая охота, да не всегда пойдет работа. В райпо нет своей строительной бригады, поэтому приходится нанимать сезонных строителей со стороны, а это дополнительные хлопоты. Во-вторых, дороговизна стройматериалов. Их покупали сами. Тщательно анализировали условия и предложения, что поступали от возможных подрядчиков, прикидывали, что выгоднее, выбирали самые оптимальные для себя варианты.
— Короче, считали каждый кирпич, мешок цемента, кубометр леса, как того и требует рынок, — продолжает Ольга Исаковна. — И не прогадали: все проведенные ремонты в 2—2,5 раза дешевле, чем если бы мы их делали по смете. Вот конкретный пример по ресторану. Его ремонт обойдется нам самое большое в 25 млн. рублей. Если бы согласились на смету, пришлось бы выложить примерно 75 млн. рублей.
Деликатесная выпечка
То же самое и с кондитерским цехом. Провели капитальный ремонт — и совсем по-другому пошли дела. Елена Филатова, начальник цеха, рассказывает:
— Здесь все обновилось, улучшились условия труда, и к нам пришла молодежь. Значительно расширился ассортимент изделий, сейчас их около 80 наименований. Хорошо идут наши пирожные, разные булочки. Дело в том, что вся продукция цеха на натуральном сырье, потребители это знают, потому и спрос высокий.
Цех работает в две смены. Ночью выпекают хлеб и булочки по заказам школ. В семь утра приходит машина, загружается ароматными деликатесами – и детям на обед. Заказов очень много, только школа-гимназия № 1 ежедневно берет 500 булочек. А всего цех обслуживает примерно 10 школ района. Однако, говорит Ольга Исаковна, могли бы работать и в три смены, производственные мощности позволяют, да есть проблема с кадрами. К тому же правило кондитеров — не просто выпечь, а творчески пофантазировать. Чтобы тот же торт или каравай был и оригинальным внешне, и вкусным. Словом, выпечка идет с богатой тематикой, в том числе, разумеется, и по предложениям самих заказчиков. Потому много заказов к свадьбам, другим торжествам. Месячный оборот цеха — в среднем 55 миллионов рублей.
Щедрая кулинария
По соседству с цехом – прекрасный магазин кулинарии. Здесь также все кардинально изменилось после капитального ремонта, проведенного нынче в январе. Полностью поменяли холодильное, торговое оборудование. Заведующая магазином Валентина Демеш называет цифру: три тысячи — столько здесь наименований продуктов, причем многие собственного производства. На них всегда большой спрос, особенно на торты, булочки, разные овощные салаты.
А что покупатели? Как им магазин? Беседую с некоторыми прямо у витрины. Тамара Соболь: «Я живу рядом, и мне не надо бежать за продуктами далеко, все покупаю в этом магазине. Продукты всегда свежие, большой выбор, особенно нравятся сдоба, печенье. Исключительно вежливые продавцы».
Надежда Кравченко: «После ремонта в магазин приятно зайти. Я и прихожу сюда каждый день в обеденный перерыв, поскольку работаю рядом. С удовольствием беру салатики, такие свежие, вкусные».
Очень вкусные пирожки
Весьма привлекательно и кафе рядом. Когда мы зашли сюда, то увидели пятерых обедавших парней и девушку. Оказывается, они из Минска, в Смолевичах по делам. Спрашиваем: «Как здешняя кухня?» — «Не хуже, чем в столице», — отвечают и дружно налегают на ароматный борщ. А за соседним столиком уплетают пирожки две школьницы. «Что, сбежали с занятий, чтобы пирожками полакомиться?» – пошутили мы. «Занятия уже закончились, мы идем домой», — немного смутились девчонки. «Так дома же вас ждет обед?» — «Ага. Но здесь пирожки очень вкусные».
Ладно, это дети. А взрослые? Ко мне подошел пожилой мужчина. Представился: «Валерий Алексанян, родом из Армении». После карабахского конфликта он переехал в Беларусь. Здесь живет и работает уже 20 лет.
— В этом кафе обедаю каждый день, — говорит Валерий. — Меня устраивает все: и ассортимент, и цены, особенно качество блюд. Я ведь знаю, что сюда поступают только свежие продукты.
Натуральное сырье и фирменные блюда
Согласитесь, не так часто в наших райцентрах можно услышать столь лестные отзывы о местном общепите. Что касается Смолевичского, то это заслуженно. Взять хотя бы натуральное сырье, которому здесь уделяется особое внимание.
— Проблему решаем, закупая у сельчан то, что они готовы продать, — рассказывает Ольга Исаковна. – Работу эту ведем постоянно, здесь у нас все всесторонне продумано, четко организовано и отлажено. Подворные обходы, договоры с сельчанами, которые мы строго выполняем. В результате, если кто-то планирует вырастить побольше, скажем, капусты, моркови, картофеля, мы поможем человеку, чтобы у него не было никаких хлопот. Выгода взаимная: сельчанин имеет добавку к своему семейному бюджету, мы же пополняем наши товарные ресурсы. За счет этого расширяем собственное производство. Правда, в последнее время сложности с закупкой мяса в сельских подворьях. Увы, молодежь из деревень разъехалась почти вся, старикам же не под силу откармливать, скажем, кабана…
Конечно, здешний общепит привлекает людей и своими фирменными блюдами. Тамара Козловская в первую очередь называет котлету «Смачная», колбаски по-смолевичски, мясо «Барвинок», салаты «Каприз», «Нежность» и другие, разработанные специалистами общепита. И питательные, и полезные, и со вкусом оформленные.
Откуда средства?
Еще одно важное направление работы общепита – агрогородки. В действующих все в порядке, есть хорошие кафе, столовые. К примеру, в СПК «Озерицкий», кафе под стать городскому. У Ольги Исаковны к его работе нет никаких претензий, хотя она по этой части исключительно требовательна.
А общепит вдоль трасс? Очень привлекательное внешне, уютное внутри кафе у Кургана Славы. Даже есть небольшой банкетный зал. Бармен понимает, где находится ее заведение: часто приезжают туристы из разных уголков Беларуси и зарубежья. Очень старается, и, судя по отзывом, посетители кафе довольны.
Сейчас Ольга Исаковна думает, как облагородить кафе «Лесное» на московской трассе. В ближайшее время планирует открыть в Смолевичах два кафе – детское и молодежное.
— Откуда берете средства? – спрашиваю.
— Кредиты в банках, из инновационного фонда «Минсельхозпрода», — отвечает. – Ну и собственные оборотные средства. Здесь трудностей много, но никто за нас думать и развивать общепит не будет. Нам доверено это дело, нам и отвечать за него.
Что тут можно сказать? Руководители Смолевичского райпо, как говорится, не плачутся и не ищут оправданий, если что-то не получается. Они постоянно думают, как сделать, чтобы местный общепит все время поднимался на новый уровень. Недаром Валентин Тихонович, первый заместитель председателя правления Минского облпотребсоюза, так оценивает стиль и методы работы Ольги Макейчик:
— Исключительно ответственная и трудолюбивая. Профессионал высокого класса и умелый организатор. Эти и другие качества старается прививать своим подчиненным. А все идет от того, что Ольга Исаковна очень любит свою профессию.