Президент приезжал в Чечерск 20 лет назад

Чечерск: 20 лет спустя

Посещение сельскохозяйственного предприятия, знакомство с ходом посевной кампании и работой молочно-товарной фермы, доклад об организации оказания медицинской помощи населению в центральной районной больнице, общение с местными жителями. Если не знать, что рабочая поездка Президента в Чечерский район приурочена к очередной годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, с ходу о тематике мероприятия не сразу и догадаешься. Маршрут, перечень вопросов для изучения фактически ничем не отличаются от тех, которые могли бы быть внесены в график работы в любом регионе. Обычные житейские темы, которые волнуют людей и занимают умы специалистов. Жизнь в районе идет своим чередом, она налажена, ее течение стабильно и предсказуемо. Кажется, так было всегда, но это, разумеется, не так.

Александр Лукашенко не зря благодарит местных жителей за то, что в свое время поверили ему, увидели, что у их родной земли есть будущее, и не стали ее покидать. Постепенно, шаг за шагом они отвоевывали ее у катастрофы и преуспели в этом благородном деле. 
Такая кропотливая поступательная работа шла на всех чернобыльских территориях, и теперь они сияют новыми оптимистичными красками.

Метод проб

Поездку Президента в Чечерск можно считать в некотором роде юбилейной инспекцией. В этом районе Александр Лукашенко был ровно 20 лет назад, во время такой же поездки по пострадавшим территориям. Эта традиция неизменна. В чернобыльские дни Глава государства всегда рядом с людьми, которых беда коснулась непосредственно. И по этим мероприятиям очень легко проследить, как неспешно, но уверенно возвращались к жизни чернобыльские земли.

На базе успешного хозяйства «Отор» Президент знакомится с ходом весенних полевых работ. В сфере внимания оказалась и тема выращивания кукурузы. Глава государства уточняет задачи и по срокам сева этой культуры. В 2002 году в рабочем графике тоже было поле. На тот момент еще колхозное, принадлежащее хозяйству «50 лет ­БССР». И тоже заходила речь о кукурузе, но в то время исключительно в контексте эксперимента. Специалисты хозяйства и министерства сельского хозяйства и продовольствия вместе с учеными только подходили к мысли, что эта культура может стать настоящим спасением для чернобыльских земель. Первый опыт ее возделывания позволил делать робкие выводы о том, что она фактически не вбирает в себя радионуклиды.

Разумеется, Чечерск был не единственным районом, где экспериментировали с кукурузой. Точечно ее пробовали высаживать и в некоторых других местах. Так же, как где-то пробовали сделать ставку на пчеловодство, коневодство, рыбоводство. Но сравнение кукурузной темы 20 лет назад и сейчас дает представление о том, как осторожно, без спешки и кампанейщины мы искали подходящие для чернобыльских земель занятия. 
В итоге сегодня кукуруза занимает видное место в структуре посевных площадей, дает заметную прибавку к урожаю зерновых, стала одним из стимулов развития животноводства, разнообразив кормовую базу. Эта ставка сыграла на все 100.

Концентрация ресурсов

20 лет назад жители Чечерского района поддержали Президента и в идее пересмотреть подходы в преодолении последствий аварии на ­ЧАЭС в принципе. Общаясь с людьми, Александр Лукашенко обратил внимание на ничтожность установленных для них чернобыльских надбавок. На тот момент они колебались в пределах от одной до двух тысяч белорусских рублей. Много это или мало? Обратимся к простой арифметике. Официальный курс доллара на 26 апреля 2002 года составлял 1735 белорусских рублей. То есть максимальная чернобыльская доплата тогда выливалась в «колоссальный» эквивалент одного американского доллара и 15 центов. 
Если переводить на наши нынешние деньги, то чернобыльские выплаты равнялись примерно 3 с небольшим рублям. И вот на этом месте становится понятно, почему такие выплаты сами чернобыльцы с горькой иронией называли «гробовыми».
Однако была и другая сторона вопроса. На ничтожную, а по сути, абсолютно бесполезную «поддержку» людей распылялись по тем временам огромные деньги — эквивалент примерно 100 миллионов долларов. Их использование коренным образом помогло бы реализовать действительно нужные людям проекты. Какие? Например, строительство специализированного диспансера в Гомеле, проблемы с возведением которого Александр Лукашенко также изучал во время чернобыльской поездки в 2002 году. Замысел начал реализовываться еще в 1991-м за счет бюджета ­СССР, но с его распадом финансирование прекратилось. На завершение стройки требовалось около 80 миллионов долларов. Сумма вполне сопоставимая с размазанными тонким слоем 100 миллионами. 
Поэтому-то люди и поддержали предложение Главы государства о концентрации ресурсов, и в итоге сегодня в Гомеле работает не просто диспансер, а ­РНПЦ радиационной медицины и экологии человека. Таким же образом через централизованное распределение средств впоследствии удалось решить немало актуальных для жителей чернобыльских регионов проблем: от газификации и очистки воды до строительства дорог и мелиорации земель. Отдача налицо.

Упущенная выгода

Еще один любопытный штрих из чернобыльской поездки Президента 20 лет назад. К теме ­ЧАЭС он, быть может, прямого отношения не имеет, но наглядно иллюстрирует путь, пройденный в своем развитии страной в целом.
Среди прочих местными жителями Президенту был задан вопрос о вероятности покупки Беларусью Игналинской АЭС. Глава государства тогда не исключал такой возможности.
Он объяснил, что на тот момент были определенные проблемы с обеспечением страны энергоресурсами и электрической энергией, поэтому вариант с покупкой литовской АЭС специалистами действительно рассматривался.

Это был взгляд в отдаленное будущее, хоть кому-то тогда и показался фантастическим. Между тем судьба Игналины уже была предрешена. ЕС жестко настаивал на закрытии станции. По некоторым оценкам, в последующие годы выделил на этот проект около 3 миллиардов евро.

Беларусь же последовательно шла к созданию собственной атомной энергетики. Изначально предполагалось, что проект строительства БелАЭС в сотрудничестве с Россией потребует приблизительно 10 миллиардов долларов инвестиций. Позже сумма была скорректирована, но разница все равно остается разительной.
Теперь соседи имеют то, что имеют. 3 миллиарда давно проели (если, конечно, они были, а не растащены ответственными должностными лицами), нет и собственной электрической энергии. А прислушались бы в свое время к словам Лукашенко — глядишь, и деньги бы честно заработали, и гарантии бесперебойных поставок относительно недорогой энергии имели. А заодно сохранили бы добрососедские, партнерские отношения с белорусами и не поглядывали бы на нас со злобной завистью.
Речь тут, разумеется, о литовских властях, а не о рядовых гражданах этой страны, с которыми нам делить абсолютно нечего. Мы всегда были и остаемся нацелены на доброе соседство со всеми близкими странами. Наш интерес — конструктивное сотрудничество. Но и сами в решении задач развития страны не расслабляемся. И это касается не только чернобыльских вопросов, но и любых сфер жизни.

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter