«Чайник» на дороге

За прошлый год количество ДТП только с участием водителей–первогодков выросло почти наполовину. В чем причина? Заместитель начальника управления Госавтоинспекции МВД Евгений Карпович, комментируя проблему, высказался предельно конкретно: качество обучения упало из–за бесконтрольности.
Кто только не злословит в адрес вчерашнего выпускника автошколы! И для водителей со стажем «чайник» за рулем — помеха, и для ГАИ — сплошная головная боль. Казалось бы, образовательные новшества (обязательная сертификация учебной деятельности и увеличение курса практического вождения с 28 до 40 часов) должны были коренным образом повлиять на ситуацию. Увы, положение дел лишь ухудшилось. Факты? За прошлый год количество ДТП только с участием водителей–первогодков выросло почти наполовину. За последние 6 месяцев долгожданных перемен тоже не произошло. В чем причина? Этим вопросом всерьез задались стражи дорожного порядка.

Заместитель начальника управления Госавтоинспекции МВД Евгений Карпович, комментируя проблему в зале Общественного пресс–центра, высказался предельно конкретно: качество обучения упало из–за бесконтрольности. В прежние времена, когда за подготовку будущих водителей отвечала ГАИ, учебный процесс контролировали 200 человек. Сегодня эта функция возложена на один–единственный отдел РУП БелНИИТ «Транстехника», в котором всего 10 сотрудников. По силам ли им скрупулезно проинспектировать 420 автошкол?

Периодически ГАИ проводит свои проверки. Повод, как правило, тревожный сигнал. Во многих случаях негативная информация подтверждается. Свежий пример. В результате операции «Учебный автомобиль» ревизоры застукали подшофе мастеров и курсантов могилевской, минской, дятловской и лепельской автошкол прямо во время занятий. Хорош урок? Стоит ли после этого удивляться, что начинающие водители стали попадаться в нетрезвом виде вдвое чаще?

Увеличение часов вождения — нововведение, безусловно, прогрессивное. К сожалению, выполняется эта норма порой только на бумаге. Что за этим кроется? Фальсификация документов, приписки, использование учебного транспорта не по назначению — вот лишь малая часть нарушений, выявленных инспекторами ГАИ.

Вредит делу и формальный подход. Курсанта, считает Евгений Карпович, натаскивают лишь на сдачу экзамена, а как он потом будет себя чувствовать на дороге (комфортно или как в кресле у стоматолога) — это наставников не волнует.

Как же определить: готов психологически воспитанник автошколы пересесть с учебного авто за руль собственного или нет? Чтобы это проверить, поделился ближайшими планами Евгений Карпович, процесс приема квалификационного экзамена по практическому вождению придется ужесточить. Вместо 20 минут выпускник будет тестироваться как минимум полчаса. Не исключено, что станет больше и экзаменационных маршрутов.

Еще одна инициатива ГАИ — отсеивать потенциальных возмутителей дорожного спокойствия еще на стадии медкомиссии. Принцип отбора прост: есть склонность к агрессии — не годен к обучению.

Кстати, к обсуждению проблемы приглашались также представители Министерства транспорта и коммуникаций. Но почему–то транспортников, которые, кстати, отвечают за подготовку будущих водителей, среди участников разговора не было. Жаль. Шанс для налаживания взаимопонимания был неплохой.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter