Чайная церемония

Что такое чаевые, знают не только завсегдатаи ресторанов и кафе...

Что такое чаевые, знают не только завсегдатаи ресторанов и кафе. Оставить энную сумму денег сверх счета на столике стало негласным правилом этикета. Вот только законна ли для официантов такая прибыль или нет — конкретно не ответят ни в одной контролирующей службе. Да, замечают в Министерстве торговли, «чай» — это дополнительный доход. И, безусловно, он должен облагаться налогом. Однако в «законодательстве по этому поводу ничего не регламентировано». В Министерстве по налогам и сборам признают, что вопрос чаевых не урегулирован, как на Западе. Правда, при этом уточняют: «Некоторые приличные рестораны переводят чаевые в так называемый внереализационный доход».


Ситуация парадоксальная! Получается, поощрение официанта вне рамок правового поля и одновременно допустимо. Брешь в законодательстве, как известно, отличный повод для некоторых неплохо заработать. Зачем, скажем, устанавливать официанту высокую зарплату, если солидный куш он может запросто получить от щедрых клиентов? Рассуждать таким образом взяли за правило многие владельцы заведений. Сужу по предложениям вакансий в интернете. Вот одно из них. «Кафе–пиццерия — заработная плата от 1 млн. рублей и выше!» В целях эксперимента записываюсь на собеседование, прихожу. Девушка–администратор протягивает мне анкету, а по ходу объясняет, что официальный оклад — всего–навсего 400 тысяч рублей. Остальное, мол, официант может запросто заработать на чаевых. Вот, дескать, у Кати и Паши в минувшем месяце вышло по полтора миллиона рублей.


Все бы хорошо, только вот непонятно, как официанту под незавидный официальный оклад взять крупный кредит в банке и как быть, если «чай» уплывет в более ловкие руки. Вопросы эти, как выяснилось, имеют место.


Александр Ж. уволился из ресторана со скандалом. У него чаевые просто отняли. «По правилам внутреннего распорядка, — рассказывает он теперь, — иметь при себе наличность, когда находишься на смене, строго запрещено. Так хозяева ресторана борются с воровством. Поэтому свои чаевые официант обязан оставлять на хранение администратору. Однажды под конец смены я попросил вернуть заработанное — 50 тысяч рублей. Моя непосредственная начальница развела руками: никаких денег в глаза не видела!» В подобную ситуацию в другом заведении попала студентка Наталья Гапоненко: «Администратор, которая параллельно выполняла обязанности кассира, частенько «забывала» о том, что мы ей доверяли какие–либо суммы. Вскоре присвоение чужих чаевых стало системой. Ничего не оставалось, как написать заявление об увольнении».


Наивно рассуждать, что можно в таких случаях как–то быстро урезонить зарвавшегося администратора, например, с помощью милиции. «Дело в том, что ни в одной официальной бумаге не сказано, что официант имеет право забирать себе чаевые, — разъяснил менеджер популярного минского кафе. — Однако, конечно, в престижном ресторане администратор никогда не залезет в карман официанта. Хотя бы потому, что так может потерять профессионала. Ведь туда если и берут студентов, то только тех, кто прошел специальные курсы. А квалифицированные сотрудники в любой сфере — на вес золота».


— Не вижу ничего плохого в том, что администратор присваивает себе какой–то процент чаевых! — возражает заместитель управляющего фешенебельного ресторана, пожелавший остаться неизвестным. — Он ведь тоже причастен к обслуживанию: встречает гостя, дает указания официанту, какой столик обслужить и так далее. А порой официанта совершенно оправданно оставляют без денег. Вот вам пример. На глазах администратора респектабельный клиент, отужинав, говорит спасибо и протягивает официанту сумму, превышающую счет. Тот трактует спасибо как «сдачи не надо». Хотя это просто дань вежливости! Как впоследствии оказалось, клиент ошибся в расчетах. Естественно, администратор изъял у официанта деньги и вернул гостю заведения.


Выходит, с одной стороны, с Натальей и Александром поступили нечестно. А с другой — сами же они и виноваты: пошли на риск, приняв сомнительные условия. И теперь на их сторону не встанет ни один юрист. В Министерстве труда и социальной защиты резонно заметили: «Этот вопрос — не в нашей компетенции, ведь такой доход нелегален». Впрочем, некоторые официанты готовы побороться за свои права. Одни заявляют, что в следующий раз просто не доверят администратору ни гроша, невзирая ни на какие правила. Другие — что в их заведении сумма выручки каждого фиксируется в специальной тетради, поэтому обман невозможен в принципе. Третьи советуют «чай» делить поровну между всеми.


Как бы то ни было, законных методов «борьбы за чаевые» нет и не будет, пока они не получат у нас официальный статус. Как, например, в США, где федеральная налоговая служба обязала работодателей отражать сумму «чая» в специальной отчетности и уплачивать с нее налог.


Компетентно


Начальник управления по расследованию преступлений в сфере экономики Главного следственного управления предварительного расследования МВД Сергей Лишко:


— Привлечь к ответственности нечистого на руку администратора непросто, но возможно, если в ресторанах или кафе установлены камеры наблюдения. С помощью видеоматериалов можно либо доказать, что чаевые отобрали, либо отыскать тех клиентов, которые поощрили официанта. Если граждане дадут показания о том, что оставили ему в общей сложности 70 тысяч рублей (2 базовые величины), то действия администратора будут расценены как кража. Впрочем, свидетелями могут выступить и коллеги несправедливо обиженного официанта. Также нечестному начальнику, если суммарный преступный «улов» превысил 8 млн. рублей, можно инкриминировать злоупотребление служебными полномочиями. Ведь он выполняет распределительно–организационные обязанности, а значит, является должностным лицом. Впрочем, это в теории. На практике дело может и не дойти до суда. Вообще, заявлений от официантов к нам пока не поступало. Вполне возможно, они опасаются, что после всех разбирательств их потом больше никуда не примут. Ведь оскандалившееся заведение может сообщить коллегам о «неудобном» сотруднике.


Пресс–секретарь Министерства по налогам и сборам Сергей Шкут:


— Руководство ресторана на вполне законных основаниях может оставить официанта без его чаевых. Речь идет о тех случаях, когда в контракте сотрудников не прописаны их права на чаевые, а само заведение переводит поощрение во внереализационный доход и уплачивает с него налог. Примером тому — известный во всем мире ресторан быстрого питания. Если же в кафе и ресторане, где работает официант, у него отнимают чаевые и вместе с тем не отчисляют от них проценты в государственную казну — ему следует напрямую обращаться к нашим специалистам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter