О «дворовых и домовых чатах» многие белорусы узнали, с большего, аккурат в 20‑м году. Так их создателями, в общем, и было задумано: когда активистов НКО (некоммерческих организаций), членов фондау ды суполак и других «представителей гражданского обчества» приглашали на бесплатные стажировки в европейские страны, там им отдельно советовали «не спешить».
«Отчитайтесь за детские площадки, за велодорожки, за экотропы. Администрирование закрытых интернет-каналов пусть останется только вашим рабочим инструментом» — примерно так учили специально отобранных (в том числе и по заранее заполненным анкетам) активистов.
Те — многие — так и сделали. Когда же пришло время, нехтомотольки, предусмотрительно сбежавшие к тому времени за рубеж, быстренько объединили разрозненные и с виду безобидные сообщества в разветвленную обширную подпольную сеть. Экстремистскую инициативу «дзечат» помните? Вот и с ее помощью в том числе.
Через те заранее раскинутые по всей стране сети координировались уличные акции, концерты ныне беглых зорак по дворам и уроки ныне сидящих филёзафау с методологичками. По ним рассылались места и время сбора, маршруты калён, дресс-коды и тексты плакатов. «Революция мокрых штанов» 20‑го года руководилась по интернету из-за рубежа с использованием в качестве базовых ячеек (и подпольных, поскольку непубличных) «дворовых чатов».
Незачем теперь фальшиво удивляться, ни к чему лить слезы западным грантодателям, что, мол, сеть подрывных НКО была разгромлена начиная с весны 2021 года. «Всего потери в общественном секторе Беларуси, начиная с пост-выборного периода 2020 года, — плачут оставшиеся наблюдатели, — составляют на конец октября 2024 года не менее 1838 институционализированных форм некоммерческих организаций (общественных объединений, профессиональных союзов, политических партий, фондов, негосударственных учреждений, ассоциаций, религиозных организаций)».
Почти две тысячи подрывных ячеек по всей стране — только представьте себе и уровень угрозы, и объем работы!
Участие же в дворовых чатах в конце концов было признано серьезным уголовным преступлением. «Статья достаточно серьезная, я не буду ее озвучивать сегодня для соблюдения тайны следствия, — рассказал недавно Валерий Шуляк, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственной безопасности Генеральной прокуратуры Беларуси, — но до 15 лет лишения свободы».
Одновременно попытки возродить подобную подрывную сеточку (например, в виде новостных районных чатов) предпринимались нехтомотольками начиная с лета 2022 года. Очень уж им понравилось «удаленно водить юнитов», ничем не рискуя, как в компьютерных играх. Использовать живых людей, можно даже сказать «втемную».
Да и методичек новых пока не подвезли — поэтому беглые пока работают по старым, имевшим некоторый успех схемам. Пока.
«Недавно в Республике Беларусь по всем регионам была вскрыта сеть подобных чатов, пытавшихся объединиться в организацию. Эта попытка не увенчалась успехом. Люди привлечены к уголовной ответственности», — рассказали в Генпрокуратуре.
А забугорные стрижаки побежали плакать к белс@товцам — чтобы на них не подумали и за инфоподдержкой: «Дело дворовых чатов могли придумать», «В Беларуси прошли массовые аресты людей из дворовых чатов», «Такая картинка сейчас нужна белорусским властям», «Яны гатовяць супраць нас правакацыю!» — таковы заголовки последних высказываний.
Но даже и тут они, стрижаки такие, ухитряются не пропустить главное: «Объявлен сбор средств».
То есть выжимать из невероятных деньги те, кто «водил удаленно овец да баранов», будут до конца. До конца дворовых чатов, суседских суполак и прочих «структур гражданского обчества». Любое участие в которых становится для белорусов все более токсичным.
Как оно, вообще-то говоря, и должно быть с любыми гражданами, причастными к смене власти неконституционным путем.
Сделавшими, иными словами, неправильный выбор и упорствующими в своих заблуждениях.