Часы на «Титанике»: витебское время

Завтра на американском аукционе можно купить карманные часы белоруса, который был пассажиром «Титаника». Синай Кантор стал одним из 1.496 человек, погибших после крушения лайнера. Его супруга Мириам выжила и всю жизнь хранила эти часы. Семья передавала их из поколения в поколение на протяжении всех 106 лет. На аукцион раритет отдал потомок Канторов, который решил не раскрывать своего имени. Вчера ставка за лот поднялась до 11 тысяч долларов.

ФОТО WIKIPEDIA.ORG

Супруги Синай и Мириам Канторы родились и выросли в Витебске. Здесь же окончили университет. Когда молодые люди решили эмигрировать из Российской империи в Америку, Синаю исполнилось 34 года, а Мириам — 24. В 1912 они купили билет на «Титаник», чтобы осуществить свою американскую мечту. Они поднялись на борт в английском Саутгемптоне. За билет второго класса Канторы заплатили 26 фунтов стерлингов. В пересчете на нынешние деньги это примерно 3,6 тысячи долларов. В Витебске Синай работал комиссионным торговцем, и на борт лайнера он взял дорогие меха, чтобы выгодно их продать в Нью–Йорке. На эти деньги семья собиралась жить первое время. Синай собирался изучать медицину, планировал брать ночные курсы, чтобы днем успевать работать. Его жена хотела продолжить обучение на стоматолога.

Утром 15 апреля «Титаник» столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике. Когда началась эвакуация пассажиров, в первую очередь спасали женщин и детей. Было понятно, что лодок на всех не хватит. Самый большой на тот момент океанский лайнер перевозил 2.208 человек. Мириам провели на спасательную лодку номер 12, которая последней добралась до корабля «Карпатия», пришедшего на помощь потерпевшим крушение. «Титаник» полностью ушел под воду всего за 2 часа 40 минут. Лишь спустя 8 дней судно «Макей–Беннет» прибыло на место трагедии, чтобы собрать тела погибших. Из ледяной воды достали и Синая Кантора — его обозначили табличкой «тело номер 283» и забальзамировали на корабле. Мириам похоронила мужа на кладбище в нью–йоркском Квинсе.

Мириам вернули часы вместе с остальными вещами мужа спустя полтора месяца после трагедии. Механизм заржавел из–за морской соленой воды, от стрелок практически ничего не осталось, а циферблат покрылся пятнами. Тем не менее часы уцелели — их век оказался дольше человеческого.

Александр ИВАНОВ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter