Календарь и традиции на конец года

Часы 12 бьют

Наступает удивительная неделя — неделя, которая заканчивает год 2016 и начинает новый — 2017–й. А еще — это неделя огромной детской радости и нашей общей веры в счастливое будущее. Каждый из прошедших 12 месяцев был по–своему особенным и неповторимым, мог обнадеживать и огорчать, приносить как хлопоты и заботы, так и вполне заслуженный отдых после трудов праведных. И вот все эти замечательные месяцы, связанные неразрывной цепочкой времени в один большой, но такой скоротечный год, уходят...

Цифра 12 вообще особая. Сутки объединяют в себе два символических временных отрезка по 12 часов — день и ночь. Мы говорим о 12 основных православных праздниках. В прежние времена с 12 лет ребенок уже вступал во взрослость: девочек готовили к замужеству, а мальчиков отправляли из дому на выучку какому–либо ремеслу. Цифра 12 часто встречается в традиционной народной обрядности: невеста подвешивала к венку 12 «стужак», в некоторых регионах 12 разных «страў» выставлялось как на «жалобны», так и на «святочны» стол. В общинном суде заседали 12 человек. У многих народов это число выступает единицей меры при обозначении веса и размера (дюжина). Число 12 — четное и подтверждает законченность и стабильность, именно через его символику связывается воедино космический и земной порядок, оно несет в себе гармоническое начало и противопоставляется хаосу чертовой дюжины.

29 декабря в традиционном народном календаре — Агей–пророк. День, как правило, морозный, причем мороз продержится аж до Крещения. По приметам, если снег заметает ветром к забору в виде небольшого сугроба — жди урожайного лета. А еще: «Агей–пророк сыплет иней на порог». Иней на деревьях — знак того, что в будущем сезоне ветви яблонь и груш будут «ламiцца» от созревших плодов.

30 декабря — Стефан (Степан). В прежние времена к этому времени заканчивался срок службы «парабкаў» и в случае недовольства условиями, которые предлагал «пан–гаспадар», работник имел право законно уйти от хозяина туда, где платят больше: «На святога Сцяпана знайду сабе другога пана», «На святы Сцяпан кожан парабак сабе пан». Кстати, иногда не очень богатому, а то и вовсе обедневшему «пану» приходилось упрашивать–уговаривать «парабкаў» остаться — как в народной песне пелось: «Пан за iмi плачучы: вярнiся, чэлядзь, вярнiся, на другi гадок наймiся!»

В этот день отмечается также Даниил (Данiла), который «прыспешвае снежань». Чтобы подогнать год уходящий, существовали обычаи, символизировавшие уничтожение, изгнание всего старого, изношенного, ветхого — вобравшего в себя беды, несчастья, болезни. Подобно как на Масленицу, разжигался костер, в огонь которого бросали различный хлам, мусор из дому, что в другое время не дозволялось делать. И хотя многие руководствовались поговоркой «Хоць i зрэбнае, але ж патрэбнае», сейчас необходимо было очищать дорогу новому времени. Такие действия присутствовали в обрядности практически всех европейских народов. Помимо уборки, мытья самых темных углов, избавлялись и от пришедшей в негодность посуды — с трещинами, сколами, от сломанной утвари. Но вещи, прослужившие человеку много лет, словно прирастают к нему, расстаться с ними не так–то легко. Поэтому здесь к месту вспомнить еще одну народную мудрость: «Б’ецца i дзярэцца, то на новае бярэцца». Пусть новое принесет нам всем только добро!

Советская Белоруссия № 247 (25129). Пятница, 23 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter