Частности и главное

К сожалению, многие чиновники не спешат с выполнением поручений Президента.
К сожалению, многие чиновники не спешат с выполнением поручений Президента. Это тормозит совершенствование правовой базы, регулирующей деятельность субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Предпринимателей, например, в первую очередь волнуют проблемы государственной регистрации. Признаем: в этой сфере от жесткого правового режима сделан шаг к гораздо более либеральному порядку. С 1 января вступил в действие Декрет

N 29, который внес ряд изменений и дополнений в Положение "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования". Но, на мой взгляд, сегодня назрела необходимость более глубоких преобразований, так как экономика практически созрела для введения заявительного принципа государственной регистрации вместо существующего разрешительного.

Кому-то, наверное, мое предложение покажется преждевременным. Между тем упомянутый декрет и должен послужить своеобразным индикатором того, насколько успешно субъекты хозяйствования смогут приспособиться к заявительному принципу регистрации. Ведь документом уже введены некоторые элементы, характерные для него. Например, допускается местонахождение частного унитарного предприятия в квартире или жилом доме. Декрет не обязывает и не запрещает указывать виды деятельности в учредительных документах. И что особенно важно, предусмотрена ликвидация в упрощенном порядке (без создания ликвидационной комиссии) коммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность в течение 6 месяцев подряд и не сообщивших о причинах этого в налоговый орган.

Продолжая анализировать декрет, приходишь к выводу, что ситуация складывается двоякая. С одной стороны, в документе есть либеральные нормы. Но с другой - например, разрешение регистрировать унитарные предприятия по месту жительства фактически затруднено, так как приводит к значительному росту платы за квартиру.

Регистрация дочернего предприятия сопряжена с требованием об отсутствии кредиторской задолженности. Тем самым декрет стоит на пути недобросовестных предпринимателей, которые хотели бы путем создания дочерних фирм увести деньги от налогообложения. Но и 2 тысячи белорусских предприятий, находящихся в стадии банкротства, оказались лишены возможности вырваться из круга экономических проблем, перепрофилировав свою деятельность.

Или, например, плата за государственную регистрацию второй и каждой последующей коммерческой организации, создаваемой теми же учредителями, если речь не идет о производственной деятельности, увеличивается на 20 процентов. Фактически, чем успешнее работает предприниматель, чем больше создает рабочих мест, тем больше вынужден платить.

Кроме того, увеличилось число согласующих государственных органов, что делает срок регистрации намного дольше.

На основе подобных противоречий некоторые депутаты делают заявления, что декрет, когда он будет рассматриваться парламентом, надо отклонить. Будет ли это правильным решением? Думаю, нет. Ведь этот нормативный акт направлен на развитие предпринимательства и является промежуточным этапом для дальнейшего совершенствования порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.

Наконец, правительство обещает, что либеральный закон, предусматривающий нормы заявительного принципа, сокращения сроков регистрации до 10 дней и "одного окна" для подачи документов, будет внесен уже на осеннюю сессию. Я как депутат предлагаю поверить этому. А Декрет N 29 является мостиком к долгожданному закону. Надеюсь, правительство сдержит слово.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter