Частное определение

В деле банды из Кричева поставлена точка
В деле банды из Кричева поставлена точка

Недавно в Могилеве закончился судебный процесс над так называемой «кричевской бандой». За три года, которые она орудовала не только в Кричеве, на кровавом счету головорезов — пять убийств, множество разбоев, грабежей и краж. Плюс к этому подонки издевались над жертвами — людей били, душили, пытали горячим утюгом...

Кража «по переписке»

Парень из Кричева Олег Потапенко заканчивал службу в армии. Пора было задуматься, как на гражданке зарабатывать на хлеб насущный. Хочешь — иди работать. Можно и в вуз поступить, престижной профессией овладеть. Но все это Потапенко было не по нутру. Слишком долго пришлось бы ждать, пока наберешься навыков и станешь зарабатывать приличные деньги. Хотелось всего и сразу. А как можно получить большую сумму, приложив для этого минимум усилий? Украсть. Вот и написал Олег письмо своему другу Вячеславу Князькову с просьбой подыскать подходящий объект... К «дембелю» товарища Князьков на пару со своим младшим братом Александром нашли место, где, казалось, можно неплохо поживиться. Вместе с Потапенко они присмотрели квартиру предпринимателей, частенько ездивших в Россию. Причем к преступлению готовились весьма тщательно. Сначала обнаружили ключ от жилища, хранившийся под ковриком (ох уж эта вечная беспечность!). Сделали с него слепок и изготовили дубликат. После этого долго наблюдали за «апартаментами» — ждали, когда хозяева уедут за товаром. Дождались. И пошли «на дело». Правда, ожидаемых больших денег в квартире так и не нашли. Зато похитили множество золотых украшений. Продав драгоценности, купили себе в Могилеве пневматический пистолет, а чуть позже (уже в Орше) обрез — ну что за крутые мафиози, коими начали мнить себя негодяи, без оружия?

Полный беспредел

После первой удачной кражи преступники почувствовали вкус легких денег и начали активно вербовать «братков». Хотя Потапенко считал, что оптимальный штат бригады — 5 человек, под его началом вскоре оказалось вдвое больше «бойцов». Вскоре наводчики банды донесли, что одна из жительниц райцентра копит деньги на машину. Начали следить за будущей жертвой. Поняли: самим найти деньги в доме будет трудно. Потому ворвались в дом, когда хозяйка была дома. Бросили ее на пол, стали избивать, требовать 5 тысяч долларов. Правда, заветной суммы им получить так и не удалось. Пришлось снова ограничиться драгоценностями...

Из дома предпринимательницы, торговавшей на рынке кожаными изделиями, бандиты унесли 17 тысяч долларов, которые женщина просто вынуждена была отдать преступникам. В противном случае те обещали убить и ее, и членов ее семьи. Водителю же коммерсантки повезло меньше. Он вошел в дом как раз во время совершения преступления. Потапенко решил избавиться от нечаянного свидетеля — несколько раз со всей силы ударил шофера по голове дубинкой. В тот же день, не приходя в сознание, водитель скончался в местной больнице.

Особо зверски действовали бандиты в доме других предпринимателей. Хозяйку квартиры резали ножом, пытали раскаленным утюгом. Затем взялись за ее сына — парню наносили удары ножом на глазах у матери. А потом, сунув ей в руки окровавленное орудие истязаний, попытались заставить резать родное дитя.

Что будет с их жертвами, преступников волновало меньше всего. Одного мужчину они избили монтировками по голове и, израненного, заперли в гараже. Человек только чудом выжил. Водителя автомобиля, на которого совершили нападение, погрузили в багажник и, отвезя подальше от места преступления, выбросили на трассе.

А вот когда Потапенко сотоварищи приехал отмечать свой день рождения в Могилев, оказалось, что на празднества не хватает денег. Пошли в ближайший гаражный кооператив и напали на одного из автовладельцев. От полученных травм тот скончался на месте. А у гоп–компании появились деньги, на которые можно было покутить. Как оказалось позже, жертвой банды Потапенко оказался летчик Мордвинов. То убийство наделало много шума в областном центре. Но «уходить на дно» бандиты не собирались. Наоборот — задумывали все новые и новые преступления.

Чертово место

После преступлений, большая часть которых была совершена в Кричеве и его окрестностях, бандиты пришли к выводу, что надо менять тактику. Мол, попытки отнимать автомобили у владельцев около гаражей небезопасны: всегда может появиться нежелательный свидетель. Гораздо проще, по мнению членов банды, было бы действовать на трассе под покровом ночи. Сказано — сделано. Злоумышленники перебираются в Крупский район и вблизи дороги Брест — Москва разбивают палаточный лагерь. У них есть специально изготовленные металлические шипы, которые планируется разбрасывать на дороге, чтобы останавливать машины. Дело остается за малым — нужен объект нападения. Правда, первое время не везет: то автомобиль попадается неподходящий, то пассажиров слишком много. Но вот появляется «Ауди», в салоне которой — лишь водитель из Минска. Машину с помощью шипов останавливают. И, подбежав к остановившемуся автомобилю, сразу стреляют в шофера. Предварительно раздев, труп мужчины закапывают в лесу. Автомобиль же продают. Спустя два месяца поиздержавшиеся молодчики вновь оказываются на облюбованном месте у международной трассы. В этот раз они тормозят «Рено–Меган» и убивают мужа и жену: женщина погибает от огнестрельного ранения в голову сразу, а ее супруга Потапенко добивает — остервенело ударяет по голове рукояткой пистолета, бьет ножом и отверткой в шею, живот. Дальше — по отработанной схеме: трупы — в лес, машину — в Кричев. Правда, продать автомобиль преступники так и не успели. Минские милиционеры, возбудившие уголовное дело по факту пропажи владельца «Ауди», засекли звонок с мобильного телефона разыскиваемого, сделанный из райцентра в Могилевской области. Все остальное было делом техники.

За арестом членов группировки и следствием последовал суд. Четыре месяца понадобилось судьям, чтобы изучить 36 томов уголовного дела, выслушать 22 потерпевших и более 100 свидетелей, опросить всех обвиняемых. И вот приговор. Восьмерым членам банды придется провести в местах лишения свободы от 8 до 25 лет. Главарь Олег Потапенко и его ближайший подручный Вячеслав Князьков, отличавшийся особой жестокостью, приговорены к исключительной мере наказания. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но есть еще один аспект этой истории, вскрывшийся в ходе судебных разбирательств. По мнению судьи Могилевского областного суда Евгения Моисеенко, банду можно было остановить давным–давно. Но это сделано не было.

Кто виноват?

— Во многом здесь вина кричевской милиции, — отвечает на этот вопрос Евгений Михайлович. — Точнее, ее полное бездействие. Возьмем самый первый эпизод. Когда Потапенко и Князьковы обворовали свою первую жертву, женщина вызвала милицию. Приехали оперативники, произвели осмотр места происшествия, сняли отпечатки пальцев, но... уголовное дело возбуждено не было. Предпринимательница рассказывала в суде, что когда через несколько дней нашла закатившийся под ковер поддельный ключ, понесла его в милицию. Так ее буквально выгнали из райотдела! Одному из потерпевших в больницу подбросили записку: «Тебя ограбили братья Князьковы». То же самое шепнули его дочери на дискотеке. Получается, в райцентре знали, кто совершает преступления, коль бродили такие слухи. Но милиция бездействовала. Еще одна женщина, ставшая жертвой бандитов, по голосам узнала Князьковых и рассказала об этом следователю. Казалось бы, бери главных подозреваемых в разработку, допрашивай, назначай экспертизы. Ан нет... И Потапенко решил, коль интерес у правоохранительных органов к его «подопечным» отсутствует, то можно, не стесняясь, орудовать дальше. Следователь же, ведший дело, дважды незаконно приостанавливал производство. Как следствие, банда почувствовала безнаказанность...

Суд принял частное определение, в котором изложены все факты бездеятельности кричевских милиционеров. Документ этот направлен начальнику УВД Могилевского облисполкома и прокурору области.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter