Частная собственность на землю не запрещена. Значит, разрешена

В ПОСЛЕДНЕЕ время тема частной собственности на землю поднимается довольно часто, и в СМИ, и в разговорах между людьми (не только работающими на земле, но и далекими от нее). Что примечательно, некоторые белорусы считают: в республике частная собственность на землю запрещена. В то время как сами… уже приобрели, к примеру, дачный земельный участок.

Полезные ископаемые, сами недра у нас не служат обогащению одного человека или какого-то клана

В ПОСЛЕДНЕЕ время тема частной собственности на землю поднимается довольно часто, и в СМИ, и в разговорах между людьми (не только работающими на земле, но и далекими от нее). Что примечательно, некоторые белорусы считают: в республике частная собственность на землю запрещена. В то время как сами… уже приобрели, к примеру, дачный земельный участок.

Кто-то и вовсе полагает: только частная собственность на землю приведет к  процветанию тружеников-аграриев. А кто-то возражает, что многие сельскохозяйственные предприятия, пользующиеся государственной землей, из года в год демонстрируют рост производства растениеводческой и животноводческой продукции.

Доводилось слышать и такое мнение: только собственник (фермер) способен достичь в сельскохозяйственном производстве немыслимых высот, но ему, собственнику, мешает это сделать отсутствие частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения. В то же время иной спорящий подмечает, что фермерское движение в стране не угасает и при нынешней системе земельных отношений в Беларуси. Есть примеры как неплохих результатов производственной деятельности в фермерских хозяйствах, так и плачевных, когда земля фактически зарастает бурьяном.

Только частные сельскохозяйственные предприятия (хозяева) на частной земле, а не государственные и коллективные на государственной, обеспечат хорошие урожаи и достойные зарплаты своим работникам? Можно спорить! Те, кто не соглашается с этим тезисом, приводят в пример имеющиеся уже сейчас в республике и коллективные, и государственные сельскохозяйственные предприятия со стабильными урожаями и довольно неплохими заработными платами…

СЕГОДНЯ в Республике Беларусь собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной.

Земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь. Предоставляются в частную собственность земельные участки и негосударственным юридическим лицам (предприятиям).

Поэтому — обратите внимание на этот важный аспект — частная собственность на землю в Республике Беларусь не запрещена как для граждан, так и для предприятий.

Единственное — не подлежат предоставлению в частную собственность земли следующих видов и категорий: сельскохозяйственного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями и земли общего пользования. А также земли, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности; земли, подвергшиеся радиоактивному заражению и площади залегания разведанных месторождений полезных ископаемых.

То есть фактически белорусское государство не допускает того, чтобы земля (общенародное достояние), которая обеспечивает граждан Республики Беларусь продуктами питания, была массово распродана, в том числе — иностранным гражданам.

Не стоит забывать и то, что государство, являясь собственником лесов и земель лесного фонда, разрешает безвозмездно пользоваться гражданам его дарами: грибами, ягодами. Полезные же ископаемые, залегающие в белорусских недрах, не служат обогащению одного человека или какого-то клана. Согласитесь, у нас можно спокойно отдыхать на любимой речке — никто не запретит этого, сказав: «Вам тут быть нельзя — частная собственность!»

Земли в Беларуси пока не могут быть в частной собственности, однако могут предоставляться в пожизненное наследуемое владение, постоянное пользование, временное пользование, аренду — как для нужд предприятий, так и граждан.

За пользование участками уплачиваются земельный налог или арендная плата. При этом землепользователи имеют право собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности, на произведенную сельхозпродукцию и доходы от ее реализации и т. д. Соответственно, землепользователи несут и обязанности, в том числе по охране земель. Обязаны сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель, защищать  от водной и ветровой эрозии, загрязнения химическими веществами...

Согласимся — условия для функционирования тех же сельхозпредприятий на государственной земле есть. И бережно к ней относиться должен не только частный собственник! Такой подход — в интересах самого пользователя, которому принадлежит право собственности на произведенную продукцию. А ее иметь — в достаточном количестве и должного качества — нельзя, не вкладывая ничего или вкладывая ничтожно мало в плодородие почвы! Довольствоваться скудными урожаями может только нерадивый хозяйственник, а таковых в Беларуси, на мой взгляд, немного.

Аналогично: защищать свою собственность (посевы, например, от потрав) на государственной земле станут как гражданин, так и предприятие — различными, дозволенными законодательством, способами. И, на мой взгляд, отсутствие частной собственности на землю тому не помеха.

Конечно, право постоянного или временного пользования, аренды или пожизненного наследуемого владения может прекращаться в установленных законом случаях. Например, в таких, как отказ от земельного участка. Но и право частной собственности также может прекращаться — например, при утрате гражданства Республики Беларусь или при неосуществлении мероприятий по охране земель (зарастание сорняками, несохранение плодородия почв и т.д.).

НЕМНОГО истории. Первые группы древних людей появились на землях современной Беларуси в период между 100 и 40 тысячами лет назад.

В первом тысячелетии до нашей эры появились отдельные (территориальные) общины. При них существовало, с одной стороны, коллективное (общинное) владение пашнями, пастбищами, лесами и водоемами, с другой — фактически частная собственность на орудия труда и результаты трудовой деятельности отдельной семьи. Появилось, таким образом, имущественное расслоение общества…

…В XI—XIII веках нашей эры продолжала существовать крестьянская община. Она была владелицей пахотной земли, лесов и водоемов, на которые еще не распространилась собственность феодала. Общими усилиями общинников расчищались от леса новые площади под пашню, а сама община помогала крестьянам противостоять феодалам, стремившимся сократить общинные пашни и угодья. Но община была не в состоянии предотвратить возникновение имущественного неравенства между отдельными семьями, подчинения обедневших крестьян зажиточным.

В XIV—XV веках земля в ВКЛ перешла в собственность феодалов (великого князя и шляхты), а также церкви и отчасти горожан. А крестьяне стали пользователями земель, за что платили различные налоги и несли дополнительные повинности.

Далее была земельная реформа и деление земли на «волоки» (равные участки земли — по 21,3 гектара каждый), за частями которых закреплялись крестьянские хозяйства. По закону 1588 года, лично свободный крестьянин, проживавший на земле феодала более десяти лет, полностью закрепощался. Крестьяне не имели никаких прав и назывались собственниками земли презрительно — «быдлом».

Согласно реформе 1861 года, в Российской империи  вся земля оставалась собственностью помещика. Крестьянам отводились в пользование небольшие усадебные и полевые наделы за определенные повинности — барщину и оброк. Крестьяне имели право выкупить усадьбу, а полевой надел выкупался с согласия помещика. Но выкупная цена была непосильна для крестьян.

В 80—90-х годах XIX века основная масса крестьян обезземеливалась. Но вместе с тем увеличивалось количество крестьян, покупающих сотни и тысячи десятин земли. Безземельные и малоземельные крестьяне превращались в наемных сельскохозяйственных рабочих. Начало XX века — это Столыпинская реформа, с ее попыткой из крестьян сделать хозяев, разрушив общину и укрепив институт частной собственности на землю.

…Прошло ничтожно мало лет, в масштабах истории, а уже  в июле 1917 года в газете «Известия» был опубликован любопытный документ-наказ. В нем сами крестьяне потребовали «навсегда отменить частную собственность на землю, изъять землю из гражданского оборота, запретить куплю-продажу, мену, дарение и залог земельных участков, обратить землю во всенародное достояние на основе свободы и равенства землепользования». Такие вот быстрые «кульбиты» совершались в начале прошлого века — тогда стремительно ускорились процессы в сфере земельных отношений.

…И, конечно же, Октябрьская революция положила начало системе, при которой частной собственности на землю в Союзе Советских Социалистических Республик вовсе не было. Став суверенным государством, Беларусь вынуждена была искать свою стратегию в земельно-собственническом вопросе. В определенном смысле этот поиск не завершен до сих пор.

Татьяна ЖМИНДА,

студентка юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

ТЕМА частной собственности на землю действительно спорная. Можно отстаивать любое мнение на сей счет, но нужно, наверное, каждому из нас помнить о бесценных уроках истории.

Так, по сути, возвращаясь к сделанному здесь беглому историческому экскурсу, стоит признать: правом частной собственности на землю большинство белорусского населения никогда не обладало. Вместе с тем в собственности меньшинства земля была всего около 500 лет. А вот жажда накопления недвижимости, куда входит и земля, не покидала ни одно поколение людей. Да только накопить ее — собственность — удавалось не многим, как учит все та же история…

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter