Часть первая: сдавать по-русски

У абитуриентов-2007 есть время и возможность учиться на ошибках своих предшественников. Ведь несмотря на то что экзаменационные задания ежегодно меняются, “белые пятна” в подготовке абитуриентов остаются неизменными. Самыми трудными разделами для абитуриентов-2006 оказались “Общие сведения о языке”, “Грамматика”, “Пунктуация” и “Культура речи и стилистика”.

Как нам объяснили в Республиканском институте контроля знаний, для проведения экзамена было разработано 10 равноценных по содержанию вариантов экзаменационной работы, каждый из которых состоял из двух частей (теста А и теста В), определяемых типами заданий:
* задания с выбором ответа (А1—А30), то есть задания закрытого типа с множественным выбором (даны варианты ответа, из которых один, два и более могут быть правильными);
* задания на установление соответствия (В1—В3);
* задания с кратким ответом (В4—В10), то есть задания открытого типа.
Тестовые задания, включенные в экзаменационную работу 2006 года, охватывали все разделы школьной программы.
Как показывают результаты централизованного тестирования, трудность того или иного задания часто зависит и от формы тестового вопроса. Тяжелее всего абитуриентам дались задания открытого типа, легче всего — на установление соответствия.
Результаты централизованного тестирования оцениваются в тестовых баллах по стобалльной системе. За выполнение более сложного задания абитуриенту начисляется большее количество баллов. Так как задания части А теста по русскому языку могут иметь несколько правильных вариантов, то засчитываются и частично правильные ответы.

Работа над “ашипками”
В разделе “Орфография” самым легким для абитуриентов оказалось задание А8 “И/Е в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, в окончаниях причастий”, а самыми трудными — А10 “Правописание -Н- и -НН- в словах разных частей речи”, А7 “Гласные О/Ё после шипящих. Правописание согласных в корнях и приставках”, А11 “Разграничение НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи”.
В задании А10 наибольшее затруднение вызывает различение кратких прилагательных или наречий и кратких причастий, написание -Н- или -НН- в существительных, а также в отглагольных прилагательных и причастиях, образованных от бесприставочных глаголов с суффиксом -ОВА- (говорить растроганно, девушка весела и взволнованна, мученик, ветреник, высокообразованный, фаршированный и т.п.).
При выполнении задания на правописание -Н- и -НН- прежде всего правильно определите, какой частью речи является каждое слово ряда. Обязательно отличайте краткое причастие от краткого прилагательного или наречия, а для полных форм прилагательных выясняйте, от чего они образовались: от глагола или от существительного. Не забывайте про исключения.
В задании А7 самое большое количество ошибок связано с удвоенными согласными на стыке морфем или в корне слова, а также в словах с непроверяемыми написаниями.
При подготовке к централизованному тестированию полезно составить словарики слов с непроверяемыми написаниями, которые даются в школьных учебниках в рамочках. Конечно, такие словари существуют, но если вы сделаете “свой” словарик, то сможете отметить в нем слова, трудные именно для вас.
А создавая его, мобилизуете ресурсы всех видов памяти (моторно-двигательной, зрительной и т.д.).
В задании А11 самыми трудными оказались случаи употребления частиц НЕ и НИ со словами РАЗ (РАЗУ) и ОДИН (ОДНОГО), раздельного написания НЕ с прилагательным или наречием, если в качестве зависимых слов при нем выступают слова, логически подчеркивающие отрицание (далеко не новый, отнюдь не просто). Много ошибок связано также с неумением отличать предложения с придаточной частью, присоединяемой словами КАК НИ, СКОЛЬКО НИ и т.п., от предложений с придаточной частью, содержащей отрицание (Сколько бы ни смотрел на море, оно никогда не надоест. Кто не бывал на Алтае, тот не представляет себе красоты этого края.)
Самый низкий результат показали тестируемые при выполнении следующего задания (в скобках указано количество ошибочных ответов).
Пишется НЕ и НИ раздельно на месте всех пропусков в предложениях
1. (Н...) смотря на ранний час, Вали (н...) было дома (29,8%).
2. На общепринятую и общепонятную логику у него наслаивалась собственная отнюдь (н...) логичная внутренняя логика, ревизии (н...) подлежащая (40,1%).
3. Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а (н...) одна (н...) скачет и (н...) пенится до самого моря (22,1%).
4. Как бы (н...) был красив Шираз, он (н...) лучше рязанских раздолий (48,8%).
5. Луна на юге (н...) тусклая, (н...) туманная, как у нас на севере, а чистая, прозрачная (27,0%).
Низкий результат выполнения многих орфографических задач связан с низким уровнем усвоения программного материала по морфологии, неумением членить слово на морфемы.
— Пособие состоит из четырех разделов, — говорит заместитель главного редактора издательства Анна ЛАТУШКИНА. — В первом помещен вариант теста, взятый из экзаменационных материалов 2006 года, но с комментариями, подсказками и правильными ответами. Возле каждого задания указано количество абитуриентов (в процентах), справившихся с данным заданием. Благодаря этому вы можете объективно оценить уровень своих знаний, а также определить свое место (рейтинг) среди множества абитуриентов.
Во втором разделе анализируются типичные ошибки, допущенные абитуриентами 2006 года. Это очень ценная информация для выпускников и их учителей, которая позволяет сориентироваться в языковом материале и определить, на что надо обращать повышенное внимание при подготовке к тестированию. Третий раздел предоставляет возможность потренироваться в выполнении разнообразных типов заданий по основным разделам курса русского языка. В нем использованы тестовые материалы 2004—2005 годов, ведь каждый год происходит частичное обновление теста, меняются формулировки, используются разные формы и типы заданий. В заключение составители предлагают абитуриентам контрольный вариант теста с ключами-ответами к заданию.
Издательство “Аверсэв” желает всем выпускникам успешной сдачи экзаменов, поступления в выбранные вузы и рекомендует для целенаправленной и глубокой подготовки к централизованному тестированию по русскому языку 13 пособий. Особенность их такова, что каждое следующее пособие дополняет предыдущее, способствуя более качественной подготовке к предстоящему испытанию. Книги содержат теоретические сведения по всем разделам школьного курса русского языка, а также примеры выполнения тестовых заданий, обучающие и контрольные тесты по каждой теме.
Список крупнейших магазинов Беларуси, на прилавки которых поступят пособия, мы опубликуем в следующем выпуске рубрики!

   Вопрос на засыпку Можно ли поступить, сдав на тройку?

По правилам приема, абитуриент выбывает из гонки, получив на экзамене двойку (по десятибалльной системе). Шкала перевода тестовых баллов в десятибалльную систему оценки устанавливается Министерством образования Республики Беларусь. При ее разработке учитывается процент выполнения заданий в тесте (результаты, полученные после проведения ЦТ-2006) и уровень сложности задания.
В 2006 году 861 участник тестирования по русскому языку получил единицу (не более 7 баллов по стобалльной шкале),
10 577 человек — двойку (от 7 до 15 баллов). Самые распространенные отметки — 3 и 4, их получили соответственно 25 931 и 24 575 участников. Многие из этих молодых людей сейчас учатся на первом курсе вузов и ссузов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter