Часовые города

Ежедневно улицы Минска патрулируют более 400 солдат и офицеров бригады милиции
Ежедневно улицы Минска патрулируют более 400 солдат и офицеров бригады милиции

Дежурный Центрального РУВД Минска зафиксировал сигнал: нападение на школьницу в подъезде. Девочка чуть было не стала жертвой насильника. К счастью, на ее крики выбежали соседи, но негодяй успел скрыться. Приметы педофила тут же были переданы всем патрульным нарядам. В одном из дворов неподалеку от места происшествия рядовые внутренних войск Дмитрий Лукьяненко, Евгений Шухно и Андрей Францкевич заметили человека, похожего на преступника. Настораживало и нервное поведение незнакомца. Патрульные решили его задержать, и не ошиблись: девочка опознала нападавшего...

Это лишь один эпизод из будней военнослужащих минской бригады милиции внутренних войск (войсковая часть 5448). Каждую неделю в часть приходят благодарности от людей, которых рядовые и офицеры бригады защитили от беды. Это подразделение в своем роде уникально по количеству выполняемых задач, главная из которых — охранять покой города. О жизни бригады мы беседуем с ее командиром подполковником Александром Лукомским.

— Александр Валентинович, вы пришли в часть 15 лет назад и из заместителя командира роты выросли до комбрига, девятого по счету. Кому труднее: первому командиру или девятому?

— Начинать сложно, но продолжать традиции не легче. Это большая ответственность. В начале 90–х годов я пришел служить в 41–й полк внутренних войск, который потом был преобразован в бригаду. И уже тогда почувствовал, что попал в элитную часть, которой доверено самое дорогое — порядок в городе, а значит, и жизни его жителей. Вместе с товарищами мы несли службу по охране улиц, площадей, административных зданий во время демонстраций, митингов и шествий. Помните, что это были за годы? Любая провокация могла закончиться трагедией. Вот тогда я понял, что такое выдержка и офицерская честь. Впоследствии часть расширилась. Появились служба конвоирования — стрелковый батальон, взрывотехнический центр и кинологический городок. У каждого подразделения — свои специфические задачи.

— Поговорим о мужестве. Одно дело — подвиг на войне, другое — в мирное время. В летописи вашей бригады — сотни, и это без всякого пафоса, героических поступков. Вот и недавно два солдата бросились в горящий гараж — спасли потерявшего сознание хозяина и выкатили его машину. А ведь могли пройти мимо...

— Поверьте, не могли. Тем, кто способен пройти мимо человека в беде, — не место во внутренних войсках. Уметь подавить чувство страха, когда ближнему грозит опасность, — это особое внутреннее качество, без которого в нашей службе не обойтись. Поэтому и отбор в ряды военнослужащих внутренних войск очень жесткий. Изучаем подноготную каждого призывника. Чем увлекается, что любит, какие принципы исповедует? Большинство наших новобранцев уже имеет за плечами некий багаж знаний — колледж или вуз. Дополнительно тестируем ребят после призыва. Прежде всего по результатам учебного сбора. Кроме того, с новичками работает психолог. А третий источник информации — переписка с семьей призывника. От кого узнаешь о человеке больше, если не от его родителей?

Те, кто набирает наивысший балл, направляются в стрелковый батальон. Выдержать напряжение, конвоируя опасных преступников, может не каждый. Тут нужны стальные нервы. И смекалка.

— О «дедовщине» в армии говорить не любят. И все–таки, как решаете проблему «дедов» и молодых бойцов?

— Создаем из них команду.

— ?

— Все очень просто. За каждым старослужащим закрепляется новобранец. Вместе — в наряд, вместе — на занятия. Причем от успехов подопечного напрямую зависит дата увольнения «дедушки» в запас. За два с половиной месяца до «приказа» составляется рейтинг военнослужащих. Подрастил смену — с чистой душой иди на «дембель». А если один солдат заставляет другого мыть вместо себя полы, разве смогут они после этого быть командой — преследовать преступников, страхуя друг друга, людей спасать из огня? На это способны только товарищи, даже больше — братья.

— Какова, по–вашему, роль командира в армейском коллективе?

— Командир — отличный солдат, психолог и лидер. Обладаешь этим триединством — люди за тобой пойдут и в огонь, и в воду. Вот только бессмысленного героизма от подчиненных требовать не нужно и выслуживаться таким образом позорно. Человек — это алмаз, который отшлифуешь аккуратно — заблестит, ухнешь кувалдой — рассыпется.

— Считается, что служба во внутренних войсках — прекрасное начало карьеры. Многие используют этот шанс?

— Более двух третей ребят в дальнейшем связывают свою судьбу с органами внутренних дел. Лучшие — 40 человек — получают рекомендации командующего войсками и командира корпуса охраны общественного порядка. Этот документ — своеобразная путевка в жизнь. Перед его обладателями открыты многие двери. Но немало ребят мечтает остаться служить в своей части. На 20 вакантных мест уже подано вдвое больше рапортов. Я не очень люблю слово «престиж». Но в данном случае цифры говорят сами за себя. Служить в минской бригаде милиции — очень почетно. Миссия–то какая — город защищать!

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter