Час пробил

Мировой рынок часов  сворачивается. Об этой тенденции уже не первый год говорят мировые производители

Мировой рынок часов  сворачивается. Об этой тенденции уже не первый год говорят мировые производители. Всего за каких-то несколько десятков лет счетчик времени, считавшийся некогда признаком шика и роскоши, сначала перешел в категорию товаров массового спроса и после нескольких локальных технических революций неожиданно оказался не нужен потребителю. Немалая часть землян следит за убегающими минутами отнюдь не по ручному хронометру, а использует совсем другие устройства — мобильные телефоны, смартфоны, MP3-плееры… 

Ситуация в мировой часовой промышленности вызывает серьезные опасения не только у отечественных производителей. Наши часы, занимающие одну ценовую нишу с продукцией азиатских стран, по сути, выживаются с рынка дешевыми «ходиками» от китайских производителей. Причина тому — высокая по сравнению с китайскими часами себестоимость продукции часовых заводов. Как следствие — сокращение объемов производства, числа работающих в отрасли и постепенное умирание часового дела. Более-менее вольготно могут себя сегодня чувствовать лишь те производители, чья продукция  формирует рынок дорогих часов класса люкс, стоимость которых превышает несколько тысяч долларов. Это традиционно швейцарские предприятия — именно эта страна сегодня в стоимостном выражении контролирует более 60 % мирового рынка часов. Однако и в этом сегменте не все в порядке — в последние годы выпуск часов класса люкс в количественном выражении сократился. В 2007 году было выпущено 4,5 млн. механических часов, в то время как годом раньше объем производства составил 6 млн. Однако продажи эксклюзивных моделей выросли за последние два года почти на $ 100 млн. Это объясняется тем, что конъюнктура часов группы люкс имеет свои особенности, напрямую связанные с ситуацией на рынке драгметаллов. 

К сожалению, официальных данных о производстве или потреблении часов в мире в целом не существует. Об этом говорят не только швейцарцы, но и японцы. Именно эта страна занимает вторую строчку в списке крупнейших производителей в часовой отрасли. Общемировой объем производства часов в 2007 году Японская часовая ассоциация оценивает в 1270 миллионов штук. Это примерно на 3 % больше, чем в 2006 году . Рост достигнут в основном за счет увеличения производства аналоговых кварцевых механизмов (на 7 %). Другие типы часов испытывали противоположную тенденцию: производство цифровых кварцевых часов снизилось на 7 %, а количество выпущенных в мире механических  по сравнению с предыдущим годом упало на 27 %. 

Кстати, Япония — крупнейший в мире поставщик часовых механизмов. В прошлом году японские производители увеличили свою долю на мировом рынке на 2 % и 58 % выпущенных в мире часов и механизмов были созданы на их фабриках. А по аналоговым кварцевым часам и механизмам у японцев почти монополия — более 75 % рынка. Но, помимо наручных, японские компании достаточно активны и на рынке крупных часов (настольных, настенных, будильников — всего того, что называют английским словом «clock»). В 2007 году ими было выпущено 34 млн. таких изделий   и механизмов для них на сумму 35,3 миллиарда йен. Эти результаты примерно на 15 % ниже, чем в 2006 году. Около 14 млн. часов и механизмов на сумму 6,3 миллиарда йен было отправлено на экспорт. 

Мировым рынком часов сегодня движет престиж. Продукция класса люкс в прошлом году стала локомотивом мировой отрасли. Согласно данным французского банка CDC, рост продаж часов дороже € 1500  составил 8 %. Еще лучше показатель в сегменте от €  5 тыс. — плюс 13 %. Правда, следует уточнить, что на часы последнего ценового класса приходится всего 2 % мирового рынка. Любопытно, что данное увеличение достигнуто не за счет абсолютных цифр, то есть самих часов было продано меньше, но покупатели предпочитали продукцию более высоких ценовых сегментов. К примеру, традиционно экономные немцы в 1997—2001 годах приобретали часы по цене в среднем € 202. Между тем еще в середине 1990-х основная масса населения ФРГ довольствовались часами не дороже € 150. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter