Мировой рынок часов сворачивается. Об этой тенденции уже не первый год говорят мировые производители. Всего за каких-то несколько десятков лет счетчик времени, считавшийся некогда признаком шика и роскоши, сначала перешел в категорию товаров массового спроса и после нескольких локальных технических революций неожиданно оказался не нужен потребителю. Немалая часть землян следит за убегающими минутами отнюдь не по ручному хронометру, а использует совсем другие устройства — мобильные телефоны, смартфоны, MP3-плееры…
Ситуация в мировой часовой промышленности вызывает серьезные опасения не только у отечественных производителей. Наши часы, занимающие одну ценовую нишу с продукцией азиатских стран, по сути, выживаются с рынка дешевыми «ходиками» от китайских производителей. Причина тому — высокая по сравнению с китайскими часами себестоимость продукции часовых заводов. Как следствие — сокращение объемов производства, числа работающих в отрасли и постепенное умирание часового дела. Более-менее вольготно могут себя сегодня чувствовать лишь те производители, чья продукция формирует рынок дорогих часов класса люкс, стоимость которых превышает несколько тысяч долларов. Это традиционно швейцарские предприятия — именно эта страна сегодня в стоимостном выражении контролирует более 60 % мирового рынка часов. Однако и в этом сегменте не все в порядке — в последние годы выпуск часов класса люкс в количественном выражении сократился. В 2007 году было выпущено 4,5 млн. механических часов, в то время как годом раньше объем производства составил 6 млн. Однако продажи эксклюзивных моделей выросли за последние два года почти на $ 100 млн. Это объясняется тем, что конъюнктура часов группы люкс имеет свои особенности, напрямую связанные с ситуацией на рынке драгметаллов.
К сожалению, официальных данных о производстве или потреблении часов в мире в целом не существует. Об этом говорят не только швейцарцы, но и японцы. Именно эта страна занимает вторую строчку в списке крупнейших производителей в часовой отрасли. Общемировой объем производства часов в 2007 году Японская часовая ассоциация оценивает в 1270 миллионов штук. Это примерно на 3 % больше, чем в 2006 году . Рост достигнут в основном за счет увеличения производства аналоговых кварцевых механизмов (на 7 %). Другие типы часов испытывали противоположную тенденцию: производство цифровых кварцевых часов снизилось на 7 %, а количество выпущенных в мире механических по сравнению с предыдущим годом упало на 27 %.
Кстати, Япония — крупнейший в мире поставщик часовых механизмов. В прошлом году японские производители увеличили свою долю на мировом рынке на 2 % и 58 % выпущенных в мире часов и механизмов были созданы на их фабриках. А по аналоговым кварцевым часам и механизмам у японцев почти монополия — более 75 % рынка. Но, помимо наручных, японские компании достаточно активны и на рынке крупных часов (настольных, настенных, будильников — всего того, что называют английским словом «clock»). В 2007 году ими было выпущено 34 млн. таких изделий и механизмов для них на сумму 35,3 миллиарда йен. Эти результаты примерно на 15 % ниже, чем в 2006 году. Около 14 млн. часов и механизмов на сумму 6,3 миллиарда йен было отправлено на экспорт.
Мировым рынком часов сегодня движет престиж. Продукция класса люкс в прошлом году стала локомотивом мировой отрасли. Согласно данным французского банка CDC, рост продаж часов дороже € 1500 составил 8 %. Еще лучше показатель в сегменте от € 5 тыс. — плюс 13 %. Правда, следует уточнить, что на часы последнего ценового класса приходится всего 2 % мирового рынка. Любопытно, что данное увеличение достигнуто не за счет абсолютных цифр, то есть самих часов было продано меньше, но покупатели предпочитали продукцию более высоких ценовых сегментов. К примеру, традиционно экономные немцы в 1997—2001 годах приобретали часы по цене в среднем € 202. Между тем еще в середине 1990-х основная масса населения ФРГ довольствовались часами не дороже € 150.