Час пик

Львиная доля вредных веществ (около 70 процентов), которые "парят" в атмосфере, - на совести машин.
Автомобиль давно из средства передвижения превратился в средство загрязнения. Львиная доля вредных веществ (около 70 процентов), которые "парят" в атмосфере, - на совести машин. У многих городских жителей, которым за 40, врачи находят целый букет хронических болезней.

Неужто все дело в добитых грузовиках и легковушках-старушках? Проверить это не так уж и трудно. У сотрудников ГАИ есть специальные приборы - газоанализаторы, с помощью которых они измеряют содержание оксида углерода в выбросах машин с карбюраторными двигателями, и дымомеры, которые измеряют дымность машин с дизельными двигателями.

- Марка автомобиля в данном случае значения в общем-то не имеет; с превышением попадаются как грузовики, так и "Ауди", - говорит инспектор ДПС отдела экологического надзора УГАИ ГУВД Юрий Мюресов. - Иногда за смену останавливаем одного-двух нарушителей, а порой штрафуем чуть ли не каждую третью машину. Вот сейчас давайте проверим "жигуленок".

По мановению жезла останавливается "копейка"... Двадцать секунд - и прибор рапортует, что все в порядке. А что он "скажет" об "Ауди" и "Фольксвагене"?.. Шкала опять не показывает превышения.

Если дело не в качестве, может, в количестве? Чай не в Москве живем, но в пробках застреваем все чаще. Сотни машин в часы пик стопорят движение в центре Минска. Не отстают и другие крупные города, к примеру, Гомель. Между тем известно, что при торможении и разгоне машины выброс загрязняющих веществ намного выше, чем при движении с постоянной скоростью 60 километров в час. Решить проблему медленного трафика, в принципе, не так сложно, как кажется. Уже сейчас автоматизированная система регулирования транспортных потоков работает в столице. "Умные" датчики фиксируют количество автомобилей и корректируют режим работы светофоров в зависимости от интенсивности движения. Вскоре внедрить ее планируют и в других городах страны.

Еще один вариант - попросту ограничить доступ машин в центр городов. Нет, речь не о запрещающих знаках (хотя объявить исторический центр Минска пешеходной зоной хотят давно). Паркуйтесь на здоровье, но будьте готовы изрядно раскошелиться. Зато возле конечных станций метро построят дешевые стоянки, где за символическую плату со спокойной душой можно оставить своего железного друга на целый день.

- Нам приходится задействовать экономические рычаги и идти на непопулярные меры. Иначе как справиться с потоком старых "Опелей" и "Мерседесов" из Западной Европы? - рассуждает заместитель начальника специнспекции госконтроля за охраной атмосферного воздуха Минприроды Ирина Комоско. - Мы, например, вводим ограничение на ввоз машин старше 14 лет, снижаем налоги для автомобилей, которые ездят на более экологически чистом топливе. Кроме того, строим современные транспортные развязки, но для решения проблемы этого недостаточно...

По статистике, сегодня на 1.000 человек в Минске приходится 200 автомобилей. Это немного по сравнению с Европой, но припарковаться вечером в собственном дворе - неразрешимая задача (лишь для каждой пятой машины у подъезда найдется место), а новомодные паркинги дерут за свои услуги такие деньги, что многим они не по карману. К тому же расположены паркинги не под землей, как в Европе, и с балконов близлежащих домов вдыхать полной грудью воздух не очень-то приятно...

Кстати

Если прибор показал, что в выхлопах машины содержится более чем 1,5 процента оксида углерода, придется заплатить штраф от 12 до 72 тысяч рублей. Процедура регулировки на станции техобслуживания обойдется намного дешевле - около 4 тысяч рублей. Тем не менее с начала этого года уже было оштрафовано более 24 тысяч водителей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter