Час от часу не легче

С приходом по–настоящему теплой погоды молодежь все больше стала засиживаться допоздна не перед экранами телевизоров и мониторами компьютеров, а в беседках и на лавочках...

С приходом по–настоящему теплой погоды молодежь все больше стала засиживаться допоздна не перед экранами телевизоров и мониторами компьютеров, а в беседках и на лавочках. Причем частенько, возвращаясь домой за полночь, можно встретить компании не только студентов и, как сказали бы в советское время, рабочей молодежи, но и типичных «малолеток». Еще зимой МВД предложило разработать закон, запрещавший бы несовершеннолетним находиться в общественных местах после 23.00 без сопровождения родителей. Тогда же вступило в силу положение КоАП, по которому владельцам ночных клубов грозит немалый штраф, если после 10 вечера в их заведении окажется посетитель младше 18. Сейчас законопроект о «комендантском часе», пройдя почти десяток министерств и ведомств, находится в Совмине. А «малолетки» все еще продолжают разгуливать по улицам и подворотням когда хотят. Корреспонденты «СБ» решили обсудить проблему, пока, простите за каламбур, еще не поздно.


* * *


Александр Полосмак: Ну вот. Дожили. Ладно курить и пиво пить в общественных местах нельзя, но тут речь идет о запрете не на какие–то вредные привычки, а, по сути, на личную жизнь!


Инна Кабышева: Не кипятись. Сегодня на учете в ИДН состоят около 15 тысяч несовершеннолетних. Вот их, думаю, и следует строго контролировать, не выпускать на улицу после 22.00 — 23.00. А остальные, по–моему, все–таки должны иметь право гулять где и когда вздумается. В разумных, конечно, пределах. Вполне примерные ребята тоже могут оказаться на улице в поздний час. Скажем, возвращаясь с тренировки или от репетитора. Нужно ли стричь всех под одну гребенку?


Юрий Бакеренко: Хм, интересно, что это за тренировки такие ближе к полуночи? Может, по практике распития спиртных напитков в общественных местах или по теории злостного хулиганства?


И.К.: Вообще–то я и сама, бывало, засиживалась у репетитора допоздна. Ладно, мне тогда 17 было, а сейчас, знаю, некоторые ребята берут дополнительные занятия уже с 14 — 15 лет. Что, родителям их за руку водить? А нет, так патруль остановит — и давай, мама, плати и за репетитора, и штраф в придачу.


А.П.: Если с мамы будут всякий раз штраф требовать за то, что ее великовозрастное чадо гуляло, когда не положено, она лишний раз не купит ему что–нибудь полезное. Энциклопедию там или учебник.


Ю.Б.: Если руководствоваться твоей логикой, так и алкоголик, «отдыхающий» на лавочке, мог бы штраф не платить, а нанять себе за эти деньги психоаналитика! Извини, но в данном случае метод пряника неуместен. Увы, многие родители живут по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Ну ушел сынок на улицу с друзьями, ну вернулся за полночь. Разве это проблема? Можно ведь спокойно любимый сериал или футбол посмотреть. Возможно, удары по кошельку подстегнут следить за детьми более пристально...


А.П.: Хорошо, приведу пример из собственной жизни. Мне только–только 17 исполнилось, когда я приехал учиться в БГУ. А многие иногородние и того раньше поступали в колледжи, училища, лицеи... Мобильники тогда были диковинкой, с родителями общался пару раз в месяц — когда домой наведывался или когда между конспектами да гулянками вспоминал, что надо бы из телефона–автомата позвонить. О каком контроле тут можно говорить? И ничего, все нормально со мной было.


И.К.: Я вообще не понимаю, почему за прегрешения подростков должны платить родители? Человек в 16 лет — это вполне сформировавшаяся личность, пусть отвечает за свои поступки сам. Например, в США за прогулы в школах или нарушение общественного порядка назначается трудовое воспитание. Не можешь жить нормально — вот тебе совок в руки, иди на пляж, мусор собирай. И никто родителей не наказывает. Это правильнее. Не каждый может втолковать своему ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо. Есть ребята просто неуправляемые.


* * *


И.К.: Ладно, допустим, ограничения для подростков введут. Но вы же понимаете: где закрывается дверь, там открывается окно. В МВД хотят добиться, чтобы на улицах было меньше «малолеток», распивающих пиво и плюющих в песочницу. Но куда двинется вся эта толпа? Удар на себя примут, прежде всего, подъезды и подворотни.


А.П.: И это только один из возможных минусов. Еще наверняка среди подростков возникнет протест. Возраст–то проблемный. Как вам ситуация: несовершеннолетний с мамой–папой поругался и назло из дому сбежал, пускай, дескать, предки штраф платят? Или вот еще довод «против». Ребята в 16 лет начинают личную жизнь устраивать: на концерты ходят, в кино. А фильм в 23:10 заканчивается. Не с мамой же за ручку 17–летнему лбу на свидания являться!


И.К.: В некоторых штатах США машину уже с 14 лет разрешается водить. Детей с раннего возраста приучают к самостоятельности. И примеров, когда подростки добивались серьезных высот, в истории хватает. А наших словно загоняют под стеклянный колпак. Пойдут ли на пользу такие тепличные условия?


А.П.: Как бы не получилось «за что боролись, на то и напоролись». Оградить подростков — дело нехитрое. А кто даст гарантию, что от этого запретный плод не станет еще более сладким? Глядишь, самые радикальные и кулаками начнут махать.


Ю.Б.: Кстати, есть у молодежи целое движение: некоторые детки бьют бомжей на улицах, снимают свои «геройства» на мобильники и потом в интернете выкладывают, мол, смотрите, какие мы удалые. А здесь МВД ставит задачу как раз снизить преступность. Ведь каждое третье правонарушение подростки совершают ночью...


И.К.: И что? Всего треть! Разве это о чем–то говорит?


Ю.Б.: Знаешь ли, ночью человек спит. Выходит, людей на улицах меньше, а концентрация нарушителей среди них зашкаливает.


А.П.: И все–таки, по–моему, это не метод. Нужно просто жестче поступать с несовершеннолетними правонарушителями. Не церемониться. Где–то засветился — сразу на учет. А дальше при каждом «залете» пусть родителям штрафы выставляют.


И.К.: Бесполезно! Те, кто не раз попадал в поле зрения милиции, в основном из неблагополучных семей. Их родители за квартиру месяцами не платят. И со штрафами будет то же самое.


* * *


Ю.Б.: Вы вот говорите, есть «нормальные», а есть «ненормальные» подростки. А как вы предлагаете их разграничивать? У них же на лбу не написано. Если какое–то ограничение вводится, то для всех. А воспримут его, можно не сомневаться, прежде всего, ребята адекватные. Ну нельзя и нельзя, дома книжку почитают, в интернете посидят. А вот те, кто по тусовкам шастал, наверняка будут делать это и дальше. Вроде бы ничего не поменяется, зато милиции станет легче фокусировать свое внимание именно на малолетних нарушителях. Как вам такой эффект?


А.П.: По логике, преступников нужно ограждать от общества. А ты, получается, предлагаешь, наоборот!.. Надо думать об альтернативе, а не запрещать. Тогда и ловить на улицах будет некого. По–моему, ребят нужно просто чем–то занимать, чтобы им вообще не хотелось лезть во всякую ерунду. Озабочено этой проблемой МВД? Пусть, например, откроет для подростков курсы юридической грамотности при своей академии. Думаю, многим школьникам было бы интересно послушать лекции профессоров–правоведов. Глядишь, в жизни пригодится...


И.К.: А Министерство образования могло бы выбить у города специальные площадки под граффити или организовывать неформальные встречи с современными писателями где–нибудь на набережной...


Ю.Б.: Почему нет? Все должно работать в комплексе. Как вариант — спорт и физкультура. После того как с подростка семь потов сойдет на тренировке, ему уже ни на какую улицу не захочется. Лишь бы домой прийти и спать завалиться. Но вообще–то цель нововведения более глобальна: сформировать правильное отношение к закону, модель поведения в обществе. Если подростку четко скажут, что ходить по улицам после 23.00 нельзя, на мой взгляд, это будет правильно. Увы, по вечерам, особенно на городских окраинах, бывает опасно. От всякой мерзости лучше заранее оградить, чем потом расхлебывать последствия.


И.К.: В любом случае лучше несколько путей, чем один радикальный. Как в той мудрости: по одному прутику любую метлу переломать можно, а вот если станешь все разом ломать, никакой богатырской силы не хватит...


P.S. Когда этот материал уже сдавался в печать, представители МВД заявили, что со вступлением закона в силу в каждом случае планируется применять индивидуальный подход. То есть не каждого подростка будут задерживать и привлекать к административной ответственности. Вместе с законом будет разработано постановление Совмина или другой документ, утверждающий правила нахождения несовершеннолетних в общественных местах в ночное время. В нем с учетом наработанной практики будут предусмотрены возможные варианты, когда запрет не будет действовать: спортивные секции, соревнования, курсы, походы в театр. На наш взгляд, это правильно. Остается надеяться, что при окончательной доработке закона в нем будут учтены и другие доводы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter