Час длиною в пятьсот лет

Представляем лауреата премии Союзного государства Александра Шанина

Среди лауреатов — уроженец Витебской области, управляющий оркестром Большого театра России, генеральный директор Государственной академической симфонической капеллы России Александр Шанин. Премией капелла отмечена за программу, представленную на фестивале духовной музыки «Магутны Божа» в Могилеве в июне 2015 года. Сегодня заслуженный работник культуры России Александр Шанин — наш гость.


— Александр Александрович, расскажите о капелле.

— Капелла образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским. В коллективе свыше 200 артистов, он объединяет хор, оркестр и солистов–вокалистов. К слову, Валерий Полянский — один из лучших интерпретаторов Чайковского, давно и прочно связан с Беларусью. Начиная с 1982 года выступал в Могилеве, Гродно, Витебске, Полоцке, Минске, а с 1990 года в течение семи лет ежегодно проводил и был художественным руководителем фестиваля старинной музыки в Полоцке.

— А что за фестиваль «Магутны Божа»?

— Это крупнейший форум духовной музыки на постсоветском пространстве, который собирает огромное число зрителей. Мы выступали на прекрасно оборудованной сцене стадиона «Спартак», где объединились с белорусами и украинцами. Только исполнителей было более двухсот человек. Трибуны под завязку, публика самая разнообразная, но очень тонко чувствующая музыку...

— Чем еще для вас интересен Могилев?

— Здесь обязательно нужно посетить городскую Ратушу. Она одна из самых высоких в Европе и самая высокая в Беларуси. На Ратуше «железный житель» города играет на трубе гимн трижды в сутки. Стрелка на этом циферблате делает полный оборот не за час, а за пятьсот лет.

— Знаю, что ваша жизнь и творчество тоже тесно связаны с Беларусью.

— Вся моя жизнь связана с этой замечательной страной. Последние пять лет мы работали во многих белорусских городах. Сам я родом из села Боровуха под Полоцком. Рядом Екатерининский тракт из Дриссы в Полоцк. Так вот, в 1916 году в составе дорожно–строительного отряда там работал будущий великий белорусский поэт Янка Купала. В моем детстве там стояла Витебская летная дивизия. Это была закрытая зона, там служил мой отец. Папа часто улетал, а я, брат и мама ждали его. Мама у меня музыкант, преподавала в полоцкой музыкальной школе. После демобилизации отца мы остались в Полоцке. Это замечательный старинный город, в котором любят симфоническую и хоровую музыку. Набережная и Софийский собор уникальны, а белорусы — удивительно музыкальная нация, которая любит и Бортнянского, и Шнитке... В Беларуси у меня остался брат, он преподает философию в Минске.

— А вы где учились?

— Первые уроки музыки получил в Минской специальной музыкальной школе при консерватории. Сейчас это лицей. Учился у замечательных скрипичных педагогов, в 1974 году поступил в московскую консерваторию, окончил аспирантуру. Во время учебы началось мое сотрудничество с Минском. Я преподавал скрипку в минском лицее и минской консерватории. В 1983 году поступил в оркестр Геннадия Рождественского. Оркестр имел счастье выступать в лучших концертных залах мира — в Карнеги–холле, Линкольн–центре, Кеннеди–центре, в Музикферайне в Вене, в Берлинской филармонии им. Караяна, в залах Токио, Хельсинки, Барселоны...После ухода Геннадия Рождественского ее руководителем стал Валерий Полянский. Полянский уникально соединил два коллектива и большое количество солистов.

— А что у вас в репертуаре?

— Много опер.

— Где репетируете?

— На Пятницкой улице, на «Мосфильме» — с хором. Собираем хор и оркестр в зале имени Чайковского. Если пишется диск, то за дело беремся основательно: у капеллы более 80 компакт–дисков, на которых практически вся русская музыка. Только опер с 2000 года было исполнено больше двадцати!

— Как удается поддерживать высокий творческий тонус?

— Среди молодежи в капелле — много по–настоящему талантливых людей, работающих с удовольствием, стремящихся к тонкой игре. Мы проводим много групповых репетиций, индивидуальных занятий с солистами.

— Как думаете, есть у вашего коллектива репертуарная «ниша»?


— Мы играем разную музыку, так как наличие хора и оркестра позволяет работать во всех жанрах.

— Есть ли ограничения в выборе партитур, например, только редкие оперы?

— Нет. Мы действительно «подняли» много опер, никогда не звучавших в России. Но также играем и популярные произведения, пытаясь по–другому их прочитать.

— Чем для вас дорога премия Союзного государства?

— Я вырос в Советском Союзе. В СССР было самое лучшее образование. Это и стараемся сохранить. Мы все делаем, чтобы укрепить взаимоотношения между Беларусью и Россией.

— А на что ее потратите?

— На жизнь.

— Что в ближайших планах?

— Летом гастроли в Беларуси. Минск мы любим, но еще больше любим районные центры. В провинции изголодались по классике.

В ТЕМУ

Премия Союзного государства в области литературы и искусства впервые была вручена в 2002 году. Ее лауреатами в разные годы становились писатели Алексей Дударев и Иван Шамякин, народные артисты России Алексей Петренко и Александр Калягин, народная артистка СССР Александра Пахмутова, народные артисты Беларуси Ростислав Янковский и Владимир Гостюхин...

Размер премии — 5 миллионов российских рублей.

Место вручения этой престижной премии — «Славянский базар в Витебске» — выбрано не случайно: именно этот музыкальный форум смог объединить наши народы на одной сцене.

Татьяна Хорошилова

sh@ rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости