Чартова дюжина

Внутре шоу–бизнеса

Пока поэты–песенники, выполняя мою просьбу, изложенную в одном из материалов рубрики «Внутре шоу–бизнеса», только приступили к сочинению текстов на белорусском языке, я решил озадачить их коллег, пишущих русскоязычные композиции. Ведь и в этом творческом лагере не все благополучно с качественным продуктом. Ждет слушатель небанального произведения, которому хочется не подмычать, а подпеть, но ожидания его напрасны. Что ж, придется самому привести вдохновение к авторам. Не знаете, о чем слагать рифмы? Помогу. Путем догадок, умозаключений и выборочных неафишируемых опросов мною были определены те 12 слов, которые оказались наиболее дороги любителю хита. Вот она, та дюжина: «любовь, сидеть, рафинад, бирюзовый, Минск, искренний, плотва, бывает, ангел, орбита, шуршать, задумчивый». «Использовать эти слова вы обязаны, пишите с припевами или без куплетов, но песню выньте и положите!» — так я молнировал сочинителям. И они зашлись в соревновательном экстазе, отыскивая нетленное... И выдали тексты!..


Поем вместе


Первый текстовик назвал свой опус «Любовь моя минская»...


Куплет:


Мы познакомились с тобой

В гостинице «Орбита».

Крепнул бизнес мой с плотвой,

Как тобой я был убитый.

Никогда так не радовал

Бирюзовый закат,

Искренне тебе отдавал я

Своих чувств откат!


Припев:


А ты любовь моя минская

Поступила по–свински.

И ушуршала крыльями

Ангельскими пушистыми!

Сижу задумчивый и не рад.

В руках цветы, к чаю рафинад.

Сердце болит, страдает.

Ах, вот ведь как бывает!

 

Второй был философичен...

 

Любовь шуршала мишурой,

Куда–то шла со всей толпой

И улыбалась, будто от бессилья.

У нас есть соль и рафинад,

Но — это странный маскарад,

И ангелы тут прячут крылья.

* * *

Я здесь рожден, я здесь убит,

Глаза вылазят из орбит,

Я удивлен судьбою. Будто Бродский,

Я вынужден брести один,

Оставив Минск среди картин

Из детства. А теперь я взрослый.

* * *

Бывает, силы нет терпеть.

Бывает, хочешь улететь

На самолете рейсом в неизвестность.

Но искренне ты любишь мать,

Друзей, с кем ты любил бухать,

А заграница — словно бестелесность.

* * *

Все просто, словно дважды два.

И бирюзовая плотва

Давно нашла на все ответы.

У нас есть соль и рафинад,

Шагай со мною дружно в ряд:

Не надо нам задумчивых поэтов.

* * *

Сидеть,

Молчать

И не дышать.

Иль правду гнуть,

И пулю в грудь...

 

Третий задержался «В гостях»...

 

Люблю сидеть за рафинадом,

Любуясь Минском бирюзовым

Искристым зимним легким утром.

Но — предпочтительно! — субботним.

* * *

Когда, устав за пятидневку,

Глашатай честно отдыхает.

Когда по кольцевой орбите

Шуршит колесами братва.

* * *

Когда плотва не баламутит

Гладь Свислочь–матушки — бывает!

Когда задумчивый, прозрачный

Обходит город тихий ангел

* * *

В последний раз. И отлетает.

Он искренне добра желал...

* * *

Четвертый поразил речитативом «Бывает»...


Куплет:


Бывает. Остался я один,

Сидеть, встречать рассвет,

А ты уходишь, не задумавшись!

Перешагнув дюжину прожитых лет.

* * *

Опять? Нет, снова! Но зачем?

Ты убегаешь от проблем,

Как ангел на орбиту ушуршав,

Купив билеты Минск — Москва.

* * *

Забыв сказать «До скорой встречи!..»,

Но не забыв прислать мне sms «Пока!»

Тебя со мною больше нет!

Нет, больше здесь тебя!

* * *

И нечего искать здесь виноватых!


Своей судьбой распоряжаешься сама!

Сама решила — искренне.

Так будет лучше для тебя.

* * *

Зачем идти на компромиссы?

Прощать, мириться, уступать?

Ведь проще дверь закрыть,

Замок на новый поменять.

* * *

Одно ты только не учла —

В твоих мечтах, что ждут тебя:

Любовь, свобода, деньги! Он!

Твой бирюзовый телефон.

* * *

Айфон 4g.


Как белый рафинад тебе он дорог!

Ах, да, еще есть «Принц» на w140!


Припев:


Не сбудется твоя мечта!

На нерест не клюет плотва!

А вместе с ней в сетях и ты!

А вместе с ней в сетях и я!

 

Пятый выдумал трек «Рыбонька моя»...


Куплет:


Минск манил меня плотвой —

Искренней, задумчивой.

Ангел в шляпе золотой

Надо мной накручивал.


Припев:


Сидя любви не дождешься.

Рафинад халявным не бывает.

В Минске, таком бирюзовом,

Рыбонька меня поджидает.


Куплет:


Что делать: шуршу в столицу,

Орбиту движенья сужая.

Дорогая моя, плотвица,

Дождись окунька, умоляю!


Разбор рифм


И как вам написанное? Призадумались, пробуете на вкус? А на цвет я попросил попробовать ведущего отечественного поэта–песенника Владимира Кубышкина, дабы он беспристрастно и профессионально оценил потуги:


— Были даны очень традиционные слова для романтического произведения. Единственное слово — «плотва» — полностью выбивалось из контекста, изначально сделав задачу практически невыполнимой. Разве только в виде полушутки. Из–за этого искренних произведений ни у кого не получилось. Считаю, что с задачей лучше всех справились авторы текстов 2 и 3. Остальные просто пошутили в рифму, что тоже неплохо. Мне больше всего понравился второй текст. В нем автор, так же как и все, был связан задачей использования необходимых слов, но не забыл, что в русском языке есть и другие существительные. И сделал это довольно интеллигентно. Получится ли из этого песня — зависит от композитора, который увидит... или не увидит ее. Однако практика подсказывает, что композицию можно сделать из любого поэтического произведения. На песенный (судя по всему, он так и задумывался) похож последний текст. Конечно, эстетическая составляющая тут под большим вопросом. Но, как известно, частушки — это тоже песенный жанр. Кому какой текст может принадлежать?.. Не могу угадать... Ни одной ассоциации. Наверное, я слишком мало знаком с творчеством белорусских поэтов. Я же стараюсь писать стихи, в которых есть истории. Не всегда получается, но в процессе написания я к этому стремлюсь: чтобы, кроме местоимений, глаголов и двух десятков банальных существительных, в песне пелось о чем–то конкретном. Стараюсь искать ранее неиспользованные образы, нестандартные рифмы, сравнения. Может, поэтому я пишу очень медленно. Что касается наших песенников, есть Володя Пугач, Виталик Артист — авторы, которых я очень уважаю и с удовольствием слушаю все, что они пишут. Но тексты для рок–н–ролла — это одно. Пусть меня простят, но писать, не привязываясь к четким требованиям стилистики, ритма, жанра (в миллионный раз о любви, но только новыми словами, но как???), — гораздо проще. Из тех, кто сочиняет хорошие тексты для эстрадников, могу выделить только Леонида Войтовича. Он любит и чувствует хорошее слово. Это врожденный дар. Наверняка есть еще достойные люди, но я их не знаю.


Аргументированно, все по полочкам, всем (пусть они и не сестры) по серьгам. Но пора и карты вскрывать. Итак, первый стих принадлежит Виталию Карпанову из группы «Дрозды». Его комментарий: «Идею написания и соревнования воспринял с интересом, как–то даже прикольно было силы свои попробовать! Когда получил набор слов, честно говоря, немного напрягся, так как они никак не связаны между собой! И уже думал отказываться, типа некогда этим заниматься. Но, покрутив их пару вечеров, почувствовал: загорается внутри огонь (так обычно бывает, если что–то рождается) и придает мне силы и какую–то уверенность. Конечно, это не шедевр и не высокая поэзия, но мне... понравилось! Я получил от этого удовольствие! Может, с подачи «Советской Белоруссии» и песня такая скоро в активе «Дроздов» появится!» Ко второму тексту приложил талант Виктор Руденко, фронтмен ансамбля Dali: «Этот набросок представляет собой размышления перед дуэлью...» Третьим был Александр Помидоров (Pomidor/Off): «О чем мой текст? Зимнее субботнее утро в гостях, где–нибудь на углу Красной и Коммунистической. На кухне, глядя в окно, стакан чаю... Лучше всего — из окна дома под шпилем: оттуда вид более полный на реку...» Четвертый оказался Владимиром Сахончиком (ZM99): «Я на минуту представил себе такую ситуацию: что я некий композитор–аранжировщик и поэт и ко мне (ради экономии денег, так как я — «три в одном») пришел рядовой рэп–исполнитель с просьбой написать и записать для него песню. Но с условием: в ней должно быть про любовь, рыбалку, деньги и она должна отвечать современным тенденциям мировой хип–хоп–индустрии». С пятым же вышло нехорошо, то есть, наоборот, — хорошо. Ибо испытать свое поэтическое эго решил я сам, возжелавший ленноно–маккартниевской славы как минимум. Ну–с, текстик нужен кому? И пока певцы и певицы выстраиваются в очередь, подведем утешительные итоги.


Наша задача была — дать качественный текст, и экзаменуемые с ней блестяще справились. Именно таких строф не хватало нашей эстраде и не только ей. И самое замечательное, что петь эти строчки можно на любую мелодию, так как до композиторов арестованное мною вдохновение еще не добралось. Что, распробовали? Не понравилось? Пятьдесят на пятьдесят? Вы сразу хотели 5 стопудовых шлягеров? Тогда сами садитесь и сочиняйте! Двенадцать слов в вашем распоряжении. А я... Да где же они?! Вот! Семь нот, семь нот...


P.S. Дошутились: группа «Дрозды» вовсю репетирует песню «Любовь моя минская»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter