Пока поэты–песенники, выполняя мою просьбу, изложенную в одном из материалов рубрики «Внутре шоу–бизнеса», только приступили к сочинению текстов на белорусском языке, я решил озадачить их коллег, пишущих русскоязычные композиции. Ведь и в этом творческом лагере не все благополучно с качественным продуктом. Ждет слушатель небанального произведения, которому хочется не подмычать, а подпеть, но ожидания его напрасны. Что ж, придется самому привести вдохновение к авторам. Не знаете, о чем слагать рифмы? Помогу. Путем догадок, умозаключений и выборочных неафишируемых опросов мною были определены те 12 слов, которые оказались наиболее дороги любителю хита. Вот она, та дюжина: «любовь, сидеть, рафинад, бирюзовый, Минск, искренний, плотва, бывает, ангел, орбита, шуршать, задумчивый». «Использовать эти слова вы обязаны, пишите с припевами или без куплетов, но песню выньте и положите!» — так я молнировал сочинителям. И они зашлись в соревновательном экстазе, отыскивая нетленное... И выдали тексты!..
Поем вместе
Первый текстовик назвал свой опус «Любовь моя минская»...
Куплет:
Мы познакомились с тобой
В гостинице «Орбита».
Крепнул бизнес мой с плотвой,
Как тобой я был убитый.
Никогда так не радовал
Бирюзовый закат,
Искренне тебе отдавал я
Своих чувств откат!
Припев:
А ты любовь моя минская
Поступила по–свински.
И ушуршала крыльями
Ангельскими пушистыми!
Сижу задумчивый и не рад.
В руках цветы, к чаю рафинад.
Сердце болит, страдает.
Ах, вот ведь как бывает!
Второй был философичен...
Любовь шуршала мишурой,
Куда–то шла со всей толпой
И улыбалась, будто от бессилья.
У нас есть соль и рафинад,
Но — это странный маскарад,
И ангелы тут прячут крылья.
* * *
Я здесь рожден, я здесь убит,
Глаза вылазят из орбит,
Я удивлен судьбою. Будто Бродский,
Я вынужден брести один,
Оставив Минск среди картин
Из детства. А теперь я взрослый.
* * *
Бывает, силы нет терпеть.
Бывает, хочешь улететь
На самолете рейсом в неизвестность.
Но искренне ты любишь мать,
Друзей, с кем ты любил бухать,
А заграница — словно бестелесность.
* * *
Все просто, словно дважды два.
И бирюзовая плотва
Давно нашла на все ответы.
У нас есть соль и рафинад,
Шагай со мною дружно в ряд:
Не надо нам задумчивых поэтов.
* * *
Сидеть,
Молчать
И не дышать.
Иль правду гнуть,
И пулю в грудь...
Третий задержался «В гостях»...
Люблю сидеть за рафинадом,
Любуясь Минском бирюзовым
Искристым зимним легким утром.
Но — предпочтительно! — субботним.
* * *
Когда, устав за пятидневку,
Глашатай честно отдыхает.
Когда по кольцевой орбите
Шуршит колесами братва.
* * *
Когда плотва не баламутит
Гладь Свислочь–матушки — бывает!
Когда задумчивый, прозрачный
Обходит город тихий ангел
* * *
В последний раз. И отлетает.
Он искренне добра желал...
* * *
Четвертый поразил речитативом «Бывает»...
Куплет:
Бывает. Остался я один,
Сидеть, встречать рассвет,
А ты уходишь, не задумавшись!
Перешагнув дюжину прожитых лет.
* * *
Опять? Нет, снова! Но зачем?
Ты убегаешь от проблем,
Как ангел на орбиту ушуршав,
Купив билеты Минск — Москва.
* * *
Забыв сказать «До скорой встречи!..»,
Но не забыв прислать мне sms «Пока!»
Тебя со мною больше нет!
Нет, больше здесь тебя!
* * *
И нечего искать здесь виноватых!
Своей судьбой распоряжаешься сама!
Сама решила — искренне.
Так будет лучше для тебя.
* * *
Зачем идти на компромиссы?
Прощать, мириться, уступать?
Ведь проще дверь закрыть,
Замок на новый поменять.
* * *
Одно ты только не учла —
В твоих мечтах, что ждут тебя:
Любовь, свобода, деньги! Он!
Твой бирюзовый телефон.
* * *
Айфон 4g.
Как белый рафинад тебе он дорог!
Ах, да, еще есть «Принц» на w140!
Припев:
Не сбудется твоя мечта!
На нерест не клюет плотва!
А вместе с ней в сетях и ты!
А вместе с ней в сетях и я!
Пятый выдумал трек «Рыбонька моя»...
Куплет:
Минск манил меня плотвой —
Искренней, задумчивой.
Ангел в шляпе золотой
Надо мной накручивал.
Припев:
Сидя любви не дождешься.
Рафинад халявным не бывает.
В Минске, таком бирюзовом,
Рыбонька меня поджидает.
Куплет:
Что делать: шуршу в столицу,
Орбиту движенья сужая.
Дорогая моя, плотвица,
Дождись окунька, умоляю!
Разбор рифм
И как вам написанное? Призадумались, пробуете на вкус? А на цвет я попросил попробовать ведущего отечественного поэта–песенника Владимира Кубышкина, дабы он беспристрастно и профессионально оценил потуги:
— Были даны очень традиционные слова для романтического произведения. Единственное слово — «плотва» — полностью выбивалось из контекста, изначально сделав задачу практически невыполнимой. Разве только в виде полушутки. Из–за этого искренних произведений ни у кого не получилось. Считаю, что с задачей лучше всех справились авторы текстов 2 и 3. Остальные просто пошутили в рифму, что тоже неплохо. Мне больше всего понравился второй текст. В нем автор, так же как и все, был связан задачей использования необходимых слов, но не забыл, что в русском языке есть и другие существительные. И сделал это довольно интеллигентно. Получится ли из этого песня — зависит от композитора, который увидит... или не увидит ее. Однако практика подсказывает, что композицию можно сделать из любого поэтического произведения. На песенный (судя по всему, он так и задумывался) похож последний текст. Конечно, эстетическая составляющая тут под большим вопросом. Но, как известно, частушки — это тоже песенный жанр. Кому какой текст может принадлежать?.. Не могу угадать... Ни одной ассоциации. Наверное, я слишком мало знаком с творчеством белорусских поэтов. Я же стараюсь писать стихи, в которых есть истории. Не всегда получается, но в процессе написания я к этому стремлюсь: чтобы, кроме местоимений, глаголов и двух десятков банальных существительных, в песне пелось о чем–то конкретном. Стараюсь искать ранее неиспользованные образы, нестандартные рифмы, сравнения. Может, поэтому я пишу очень медленно. Что касается наших песенников, есть Володя Пугач, Виталик Артист — авторы, которых я очень уважаю и с удовольствием слушаю все, что они пишут. Но тексты для рок–н–ролла — это одно. Пусть меня простят, но писать, не привязываясь к четким требованиям стилистики, ритма, жанра (в миллионный раз о любви, но только новыми словами, но как???), — гораздо проще. Из тех, кто сочиняет хорошие тексты для эстрадников, могу выделить только Леонида Войтовича. Он любит и чувствует хорошее слово. Это врожденный дар. Наверняка есть еще достойные люди, но я их не знаю.
Аргументированно, все по полочкам, всем (пусть они и не сестры) по серьгам. Но пора и карты вскрывать. Итак, первый стих принадлежит Виталию Карпанову из группы «Дрозды». Его комментарий: «Идею написания и соревнования воспринял с интересом, как–то даже прикольно было силы свои попробовать! Когда получил набор слов, честно говоря, немного напрягся, так как они никак не связаны между собой! И уже думал отказываться, типа некогда этим заниматься. Но, покрутив их пару вечеров, почувствовал: загорается внутри огонь (так обычно бывает, если что–то рождается) и придает мне силы и какую–то уверенность. Конечно, это не шедевр и не высокая поэзия, но мне... понравилось! Я получил от этого удовольствие! Может, с подачи «Советской Белоруссии» и песня такая скоро в активе «Дроздов» появится!» Ко второму тексту приложил талант Виктор Руденко, фронтмен ансамбля Dali: «Этот набросок представляет собой размышления перед дуэлью...» Третьим был Александр Помидоров (Pomidor/Off): «О чем мой текст? Зимнее субботнее утро в гостях, где–нибудь на углу Красной и Коммунистической. На кухне, глядя в окно, стакан чаю... Лучше всего — из окна дома под шпилем: оттуда вид более полный на реку...» Четвертый оказался Владимиром Сахончиком (ZM99): «Я на минуту представил себе такую ситуацию: что я некий композитор–аранжировщик и поэт и ко мне (ради экономии денег, так как я — «три в одном») пришел рядовой рэп–исполнитель с просьбой написать и записать для него песню. Но с условием: в ней должно быть про любовь, рыбалку, деньги и она должна отвечать современным тенденциям мировой хип–хоп–индустрии». С пятым же вышло нехорошо, то есть, наоборот, — хорошо. Ибо испытать свое поэтическое эго решил я сам, возжелавший ленноно–маккартниевской славы как минимум. Ну–с, текстик нужен кому? И пока певцы и певицы выстраиваются в очередь, подведем утешительные итоги.
Наша задача была — дать качественный текст, и экзаменуемые с ней блестяще справились. Именно таких строф не хватало нашей эстраде и не только ей. И самое замечательное, что петь эти строчки можно на любую мелодию, так как до композиторов арестованное мною вдохновение еще не добралось. Что, распробовали? Не понравилось? Пятьдесят на пятьдесят? Вы сразу хотели 5 стопудовых шлягеров? Тогда сами садитесь и сочиняйте! Двенадцать слов в вашем распоряжении. А я... Да где же они?! Вот! Семь нот, семь нот...
P.S. Дошутились: группа «Дрозды» вовсю репетирует песню «Любовь моя минская»...