Группа "Чаровницы": легко ли забытым кумирам возвращаться на сцену?

Чаровницы одним словом

Если в сервисе Яндекс сделать запрос о группе «Чаровницы», поисковые системы выдадут более 150 тысяч ответов — ссылок на статьи, свежие и архивные фото, концертные афиши, музыкальные клипы и аудиозаписи. Женская творческая команда, появившаяся в СССР в годы расцвета вокально–инструментальных ансамблей и числившаяся некогда при Белорусской государственной филармонии, распалась в 1990–е, но не канула в забвение: поклонники старой доброй советской эстрады по–прежнему слушали архивные записи. А несколько лет назад участницы ансамбля решили воссоединиться и снова выйти на сцену. «Чаровницы» воскресли. Впрочем, они никогда и не умирали. Можно сказать, просто взяли перерыв, который чуть затянулся.

О том, каково после долгого отсутствия возвращаться на сцену и можно ли успешно выступать без поддержки продюсеров и денежных воротил, корреспондент «СБ» разговаривал с руководителем «Чаровниц» Людмилой Пасмурцевой — одной из участниц еще советского состава.

— Много ли вас в группе сейчас?

— Шесть человек. Вокалистки Людмила Наумович, Ольга Макушинская и Полина Базылева, саксофонистки Светлана Рагула и Анна Терехова и я. Состав ансамбля обновлялся неоднократно. Если учесть, что коллективу 40 лет, то, конечно, не одно поколение через него прошло. В нынешнем составе 4 человека из тех, кто работал в последних «Чаровницах», которые распались в 90–е, и две новые участницы — Анна и Полина. Мы понимаем, что должны нести дальше то хорошее, чем обладал ансамбль, сохранить что–то чисто «чаровничное», какое–то тепло. И вместе с тем у нас должны быть молодые участницы, чтобы мы не смотрелись, как привет из прошлого. Мы себя позиционируем как коллектив будущего и только хотим дать «Чаровницам» новый старт, чтобы потом на наше место пришли молодые.

— Сейчас начали активно вспоминать ушедших кумиров, вытаскивать на сцену забытых советских певцов. Возвращение «Чаровниц» как–то было связано с этим трендом?

— Нет, это исключительно наше собственное решение. Пару раз за годы, когда группа не работала и о себе не заявляла, мы пытались снова собраться вместе. Но возродить женский ансамбль сложно. Легко вернуть на сцену одну солистку, достаточно просто — мужской коллектив, но женский... Словом, вернуться не получалось, нам не хватало какого–то толчка. А в 2011 году мы решили сделать еще одну попытку — с подачи Надежды Микулич, которая на одном из дней рождения (а мы друг друга всегда поздравляем, дружим семьями и часто встречаемся) сказала: «Так, «Чаровницы», посидели без дела — и хватит, у меня в мае концерт, вы поете одну песню. Крутитесь, как хотите, но на сцену вы выйдете». И мы стали репетировать. Записали фонограмму и выступили на концерте Нади Микулич в мае 2011 года. Нам понравилось! Решили еще пару песен сделать, потом еще и еще.


— 20 лет участницы ансамбля не пели и не играли. А чем занимались все это время?

— Все — музыкой так или иначе. В основном работали педагогами — по вокалу, по духовым инструментам. Почему мы сейчас в форме — потому что, преподавая, ты постоянно поешь с детьми. Только Светлана Рагула, наша саксофонистка, больше была занята гастролями, по контрактам объездила множество стран, от ОАЭ до Японии. У нее сольная программа именно для саксофона, она профессионал высокого уровня.

— Жизнь на сцене — вещь затратная, вам кто–то помогает финансово?

— Нет, все сами. Зарабатываем — и вкладываем в себя. Звукозапись стоит денег, а мы записали уже немало песен. Сценические костюмы дорогие, и я могу сказать, что у нас они хорошие, шили их специально для ансамбля, художники–модельеры с нами работали. Оформили, запатентовали имя «Чаровницы» и в этом плане спокойны: никто, кроме нас, в Беларуси это название использовать не имеет права. Но мы не в «Минскконцерте», не в «Белконцерте», не под чьей–то «крышей», а сами по себе. Вроде как хобби у нас такое.

— Что вы сейчас поете?

— Начинали, конечно, с обработки наших старых мелодий, потому что именно они нас и подвигли вернуться на сцену, их, оказывается, помнят, знают и поют. Мы возродили несколько своих золотых хитов — «Пах чабаровы», «Я зачарована табой», «Не за вочы чорныя», записали фонограммы в новой аранжировке. Постепенно стали добавляться свежие песни: Людмила Наумович (в старом составе она играла на тромбоне, вокалистка, пианистка, грамотный музыкант) попробовала себя в сочинении музыки. В репертуаре есть и инструментальные композиции — джаз, джаз–рок: раз уж мы играем на духовых инструментах, не воспользоваться этим грех. Но основа все–таки — белорусская эстрада, и даже если мы исполняем народные песни, то преподносим их в эстрадной обработке. Поем на русском, белорусском, английском, польском, даже на японском. 


— Вы много гастролируете по Беларуси?

— Да, нас часто приглашают и в регионы, везде хорошо принимают. И в Минске мы выступаем. Всем известно, что мы и на стадионе можем вживую спеть, и на любой площадке.

— Вся раскрутка сегодня идет через ТВ. Легко ли пробиться в эфир?

— Без телевидения не обойтись. Мы были на всех каналах, появляемся периодически в эфире, ни от чего не отказываемся, вплоть до кулинарных программ.

— Получается, что, возвращаясь, вы столкнулись с теми же проблемами, что и начинающие коллективы? Сложно ли по нашим временам войти в обойму шоу–бизнеса?

— Вообще, трудно. Сейчас же такое понятие: нужны спонсоры, продюсеры, короткие юбки — и будет результат. Но на нашем примере могу сказать: пробиться сложно, но можно.

— Какого возраста ваша нынешняя аудитория?

— В целом — среднего, но когда молодежь попадает на наши концерты, они в итоге говорят: «Мы не ожидали, что не уйдем после третьей песни, что нам будет так интересно». А в принципе, любая музыка, если в ней есть душа, если ты работаешь честно, вживую, людям интересна.

— Чего вам удалось достичь за 4 года? Удалось добиться того, чего хотели?

— Могу похвалиться: в Минске отработали уже 4 сольных концерта, от КЗ «Минск» до Дворца Республики, в год обязательно даем хотя бы один «сольник» в Минске. Это не всякий коллектив потянет. Каждый раз обновленная программа, новый сценарий, костюмы... Это очень трудно во всех отношениях, поскольку всем занимаемся сами, начиная от продажи билетов.

Все время ставишь себе какую–то планку, достигаешь ее и говоришь: «Мы это сделали!» Когда мы запланировали первый концерт в Минске, некоторые крутили пальцем у виска: мол, зал не соберем. «Чаровницы» вернулись на сцену в мае 2011–го, а в марте 2012–го уже сделали сольный концерт. Выполнишь одну задачу — ставишь себе другую. Для нас, тех, кто работал в старых «Чаровницах», это как возвращение в молодость, глоток свежего воздуха. Когда я вышла на сцену, была такая счастливая... Вспомнила свои прежние ощущения — 10 лет гастрольной жизни в «Чаровницах». Что касается меня, я два десятка лет не играла на трубе. А тут взяла ее в руки — и все сначала. Если у вокалистки инструмент — голос и этот аппарат у нее всегда с собой, то мне пришлось достаточно сложно. Но это счастье, что у нас все получилось.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 12 (24894). Пятница, 22 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter