Чао, ас–Синьора!

Лидеры государств решают, как помочь Ливану
Лидеры государств решают, как помочь Ливану

Итальянское «чао», как известно, означает не только «пока», но и «привет». Премьер–министр Ливана Фуад ас–Синьора, фамилия которого звучит на итальянский лад, сейчас стоит перед выбором между двумя вариантами перевода. Доноры из числа развитых государств, съехавшиеся в Париж, чтобы собрать деньги на восстановление Ливана после «летней войны», вроде бы доброжелательно приветствуют его: «Чао!» Оппозиция же в собственной стране, объединившаяся вокруг движения «Хезболлах», гневно кричит ему: «Чао!» Но на кону больше, чем карьера ас–Синьоры. Противостояние правительства и оппозиции, продолжающееся уже более двух месяцев и уже приведшее к нескольким жертвам, грозит вылиться в гражданскую войну. Тем более что подобный горький опыт у Ливана имеется. Все конфликты на Ближнем Востоке, не секрет, связаны между собой, и еще одной войны регион, и без того находящийся на грани катастрофы, просто–напросто не перенесет.

Формальный повод собраться в столице Франции предоставил катастрофически возросший госдолг Ливана — до 40 миллиардов долларов. Благоухание ливанского кедра перебил едкий запах дефолта.

Что в таких случаях несколько смущает, — так это то, что в качестве доноров на помощь приходят твои же кредиторы. Сообщается, что Вашингтон выделяет Бейруту 770 миллионов долларов, Париж — полмиллиарда, Eврокомиссия — еще 400 миллионов евро. Однако, как честно признался ас–Синьора, важнее денег — «стремление международного сообщества помочь Ливану преодолеть сложный исторический этап».

Новый «сложный исторический этап» наступил два месяца назад, когда оппозиция решила добиваться отставки правительства ас–Синьоры, согласно их обвинениям, слишком прозападного. Накануне парижской конференции в Ливане была объявлена всеобщая забастовка, полностью парализовавшая страну. В стычках всех против всех (сунниты дрались палками с шиитами, христиане разных конфессий бросались друг в друга камнями) погибли три человека, десятки были ранены.

«Борьба, которая становится шире, чем война правительства и оппозиции, настраивает друг против друга два лагеря, разделяющих Ливан примерно пополам», — пишет «Вашингтон пост». Каждый лагерь мобилизовал своих сторонников: правительство поддерживают сунниты, друзы и одна часть христиан; «Хезболлах» — шииты и вторая часть христиан. Правда, перед самым съездом доноров они все же немного сдали назад.

В Ливане, как известно, ветви власти поделены между крупнейшими религиозными группами. Оппозиции сейчас принадлежат посты президента и спикера парламента. Но «Хезболлах», считающая себя победителем «летней войны», намерена получить контроль над правительством.

Средства достижения этой цели ей подсказали другие. После убийства премьер–министра Рафика Харири в Ливане произошло то, что многие назвали «кедровой революцией», повинуясь тогдашней общемировой моде. Многотысячные митинги протеста в Бейруте вынудили уйти не только сирийские войска, но и правительство — в отставку. «Хезболлах» решила повторить этот номер.

«Меньше не станет, пока не станет больше», — утверждается в одной ливанской поговорке, и это худший, но не такой уж невероятный сценарий развития событий в этой стране. Тенденция особенно опасна ввиду общей ситуации на Ближнем Востоке. Администрация Джорджа Буша ослаблена победой демократов на парламентских выборах, израильское руководство лихорадит после «летней войны», в Ираке идет гражданская война, в Палестине — ее предчувствие... Не ошибемся предположив, что вакуум силы в регионе готовы заполнить экстремисты.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter