Cержант Селезнев пришел с войны

Витебские поисковики восстановили имена более сотни погибших воинов

Витебские поисковики восстановили имена более сотни погибших воинов


НАКАНУНЕ Великой Отечественной войны Константин Селезнев жил в Москве. На фронт попал в 1942–м. Сначала был ремонтником–танкистом. Затем научился налаживать антенны для связистов. В мае 44–го сержант Селезнев из 986–го батальона связи погиб при освобождении Белоруссии. Семье сообщили, что покоится он в деревне Филипково Витебского района. Однако в 50–е годы это воинское захоронение перенесли. И могила солдата затерялась. Чтобы ее отыскать, его внук москвич Евгений Скрипкин связался с витебскими поисковиками. С их помощью удалось установить, что сержант Селезнев похоронен в братской могиле соседней деревни Войтово. Недавно Евгений Скрипкин там побывал. Ему было приятно, что в Беларуси бережно относятся к памяти погибших фронтовиков.


— Жаль только, — посетовал он, — что на братской могиле нет фамилии деда. Это упущение накануне Дня Независимости Беларуси исправили руководители Витебского райисполкома и члены военно–патриотического клуба «Поиск».


С начала 2012 года в витебский военно–патриотический клуб «Поиск» пришло более 500 писем из разных уголков бывшего Советского Союза. Все они содержат одну просьбу: помочь найти, где похоронен тот или иной боец, погибший в годы Великой Отечественной на территории Придвинского края. Уже удалось вернуть из небытия более сотни фамилий. Среди них Андрей Кравченко. Уроженец Украины был похоронен в деревне Дюганы Витебского района. Но после того как населенный пункт обезлюдел и перестал существовать, родственникам о его могиле ничего не было известно. Похожая история со старшиной Емельяном Москвичевым. Он погиб в боях за освобождение Витебска в июне 44–го. Был похоронен в деревне Капустино Бешенковичского района. При переносе захоронения в соседний поселок Улла возникла путаница с инициалами. Где искать? Он ли лежит в братской могиле? Вопросы, по мнению Анатолия Бурдо, председателя «Поиска», непростые:


— Чтобы ответить на них, пришлось воспользоваться обобщенным банком данных «Мемориал», куда выложена информация из Подольского архива. Также мы проштудировали списки местных сельсоветов. При помощи этих документов и установили, что в Улле похоронен именно тот Москвичев, которого мы ищем. Его инициалы перепутали в медсанбате. Кравченко отыскали в деревне Сущево Витебского района. Туда перенесли братскую могилу. А в поисках Селезнева помог добротно сделанный интернет–сайт Вымнянского сельского совета.


В начале июля вместе с Анатолием Бурдо и заместителем председателя Витебского райисполкома Геннадием Филиппенко мы побывали в деревне Войтово. Местный библиотекарь Любовь Абраменко, присматривающая за братской могилой, рассказала, что раньше к ним приезжали сестры похороненного там Героя Советского Союза Алексея Томского. Теперь вот — внук сержанта Селезнева. Во время нашего визита Бурдо установил на сельском памятнике табличку — «Серж. Селезнев К.В.»:


— Для людей, чьи близкие погибли в Беларуси, это очень важно, — уверен руководитель клуба поисковиков. — Они благодарны, что здесь помнят о боевых заслугах родственников, ухаживают за братскими могилами.


Благодаря поисковому отряду в ближайшее время похожие таблички, в том числе Москвичева и Кравченко, появятся и на других воинских захоронениях Витебщины.


Досье «СОЮЗа»


На территории Беларуси во время Великой Отечественной войны погибли 2 091 908 человек. Фамилии 426 343 из них нанесены на плиты братских могил или внесены в списки местных органов власти. Места захоронения 54 056 не известны.


svg–vt@mail.ru

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter