Cемь раз отмерь

В этом году в Бобруйском районе зарегистрировано 20 индивидуальных предпринимателей и коммерческих фирм. А 7 предприятий малого бизнеса прекратили свое существование. Почему?..

В этом году в Бобруйском районе зарегистрировано 20 индивидуальных предпринимателей и коммерческих фирм. А 7 предприятий малого бизнеса прекратили свое существование. Почему? У бизнесменов, работающих на селе, есть преференции — налоговые, таможенные, по арендной плате, кредитам. Что же сегодня мешает им работать?


Помочь мне разобраться в непростом вопросе согласился Денис, учредитель и директор недавно упраздненной фирмы «Эвелин–Торг», просуществовавшей менее полутора лет. Молодой человек с высшим экономическим образованием сегодня и сам не может толком объяснить, почему занялся торговлей. Да еще не на селе, где был зарегистрирован, а в Бобруйске, тем самым лишив себя части льгот, — к примеру, по арендной плате. Продавал продукты на Северном и Западном рынках, позже открыл павильон на улице Цветочной.


— Отрицательный опыт — тоже опыт, — здраво рассуждает прогоревший бизнесмен. — Чтобы дело было успешным, у меня имелись вроде бы все предпосылки: жена, по профессии бухгалтер, помогала с расчетами. Товар — сахар, крупы, макароны — был ходовым. Вот только я не учел, что время рынков, павильонов уходит в прошлое, им на смену появляются супермаркеты. Да и продукты — товар скоропортящийся. Не раскупили быстро — закончился срок реализации.


Несостоявшийся коммерсант теперь сожалеет, что не занялся услугами — извозом, обтяжкой мебели, да мало ли что сегодня можно предложить людям? По неопытности сработал стереотип: торговать — дело нехитрое, большого ума не надо. Теперь Денис так не думает. Устроился на работу... в супермаркет, к вчерашним конкурентам. Набирается опыта.


На окраине Бобруйска — улице Цветочной, в частном секторе, где еще недавно пыталась наладить работу его фирма, несколько торговых павильонов. Но все закрыты, заколочены. Видно, и у коллег Дениса дела шли не блестяще, предприниматели здесь не задерживались. Тихо, немноголюдно, есть магазин. Где на всех найти покупателей?


Константин Загурьянов, 60–летний рабочий, живет в доме № 24 — как раз напротив оставленной Денисом торговой точки.


— Конечно, нам, немолодым людям, покупать сахар–муку в двух шагах от дома было очень удобно, — даже сосед, далекий от коммерции, понимает причины неуспеха фирмы: — Но ведь хозяевам точки было невыгодно. Какие обороты с двух десятков пенсионеров!


— Многие предприниматели почему–то хватаются за самый простой с их точки зрения бизнес — ремонт квартир, торговлю, — делится наблюдениями начальник отдела экономики Бобруйского райисполкома Татьяна Степанян. — И впоследствии разоряются — высокая конкуренция. Заниматься нужно делом, в котором разбираешься и к которому лежит душа.


Два общества с ограниченной ответственностью, учрежденные в Бобруйском районе в 2009 году, пока не закрылись. Но и к работе не приступили — в налоговую инспекцию их руководители подают лишь пустые бланки отчетов. В деревне Бояры Бобруйского района два придорожных кафе. Одно работает, другое на замке: на оба клиентов не хватает. В поселке Глуша коммерсант, разочаровавшись в торговле, передал свой павильон другому хозяину. Вот уж действительно: прежде чем заняться делом, семь раз отмерь, один отрежь.


— Впрочем, бизнесменов–неудачников в нашем районе не так уж много, — подводит итог начальник инспекции Министерства по налогам и сборам по Бобруйскому району Александр Бобков. — Из 146 зарегистрированных в районе фирм по году и больше не приступают к работе только 7. Как объясняют их владельцы, нет заказов либо начального капитала. Так во всем мире — одни процветают, другие разоряются.


Первый заместитель начальника управления образования Могилевского облисполкома Владимир Рыжков уверен: прежде чем браться за любое дело, нужно обязательно иметь хоть какой–то опыт в этой сфере деятельности. А уж если создаешь предприятие, набираешь штат, будь любезен научиться управлять персоналом, усвоить основы психологии. Иначе ничего не добьешься!


— Неумение наладить взаимоотношения в небольшом коллективе — распространенная причина ликвидации фирм, — предупреждает начальник управления предпринимательства Могилевского облисполкома Виктор Красовский. — Учредители с разными взглядами и подходами переругаются между собой, поделят имущество и разойдутся — бизнес разваливается. Вторая, часто встречающаяся причина неудач, — когда коммерсанты начинают работать, не изучив рынка. Из–за этого продать продукцию, в том числе собственного производства, они не могут. Хуже всего, когда предприниматели, взяв кредит, не в состоянии наладить конкурентоспособное производство. Оборудование у них вскоре забирают за долги, предприятие объявляют банкротом. Компетентность, грамотно составленный бизнес–план могут оградить от подобных неприятностей. А пока за первый квартал года на Могилевщине уже закрылись 20 фирм.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter