C дозиметром в кармане

В радиационном заповеднике сегодня выращивают персики и виноград, а также занимаются  разведением пчел и лошадей

В радиационном заповеднике сегодня выращивают персики и виноград, а также занимаются  разведением пчел и лошадей

Удивительна белорусская природа во всех регионах нашей страны. Но такую красоту, как в зоне отселения, мало где встретишь. Яркое солнце в изумрудных вершинах, фруктовые сады, нетронутая годами окружающая среда – все это на 65 километров вглубь, до самой украинской границы. Здесь выше и краше деревья, звонче голоса птиц и красиво цветет земляника. Жаль только, что для людей места здесь не осталось… 

На подъезде к Наровлянскому участку Полесского государственного  радиационно-экологического заповедника стоит знак: «Проезд запрещен! Вход только по пропускам». Это сегодня сюда никого не пускают, а когда-то на территории заповедника находилось 34 населенных пункта, где проживали 6837 человек. Именно столько, по официальным данным, сегодня выселено из зоны.  Памятник отселенным деревням стоит в центре Наровли, а их жители давно нашли себе другие дома.  Только вот хоронить  близких по-прежнему приезжают сюда, на родную зараженную землю. 

Специалист отдела радиационной безопасности Владимир Бешта говорит, что на пункте санитарной обработки Наровлянского участка трудятся 130 человек. Именно они  проводят обработку персонала и техники после возвращения из  зоны эвакуации, проводят дезактивацию спецодежды.  На пункте имеется и собственная станция химической службы  для тушения пожаров. 

Держат также собственное хозяйство. В течение пяти лет для продажи  разводят  лошадей: 28 тяжеловозов и рысаков.  В прошлом году несколько лошадей было продано, выручено 20 млн. рублей. 

Имеется здесь и пилорама: заготовленная древесина обязательно подвергается лабораторным проверкам и, если соответствует всем нормам, поступает в продажу. Сотрудники пункта поддерживают территорию в чистоте: клумбы с цветами, недавно посаженные ели, фруктовый сад с виноградом, персиками, абрикосами и алычой, 8 ульев… Все это после проверок пригодно к употреблению. 

Сам Владимир Бешта работает на пункте почти 15 лет. И глядя на современный дозиметр, обязательный здесь для каждого, говорит, что радиации не боится: 

— А чего ее бояться? Люди живут здесь, работают, жизнь идет своим чередом. 

Это верно. Жизнь идет своим чередом.  И в заповеднике ярко светит солнце и красиво цветет земляника. И не по их вине для людей места здесь не осталось… 

На снимке: ученые Полесского радиологического заповедника Николай Турчин и Владимир Бешта ведут исследования в отселенной зоне.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter