C блеском прошел первый концерт Дениса Мацуева в Большом театре Беларуси

Зал рукоплескал стоя. Перед тем как уйти со сцены, маэстро сказал:


– Ну что, спасибо, Минск! Это было превосходно! Представить такое, что сегодня в мире стопроцентно заполненный зал... Думаю, такое только здесь. Ура!

О том, что прославленный пианист выступит в нашем Большом театре, стало известно более полутора лет назад. 12 сентября 2019 года на общем собрании коллектива, посвященном началу 87-го театрального сезона, тогдашний генеральный директор Владимир Гридюшко сказал:

– В апреле планируется концерт Дениса Мацуева вместе с нашим симфоническим оркестром.

Тогда еще свежи были воспоминания о его сольном концерте 8 апреля 2019 года во Дворце Республики. В тот раз Мацуев прибыл в Минск со своим роялем и исполнил грандиозную программу, состоявшую из Семнадцатой сонаты Бетховена, Четвертой баллады Шопена, рахманиновских Вариаций на тему Корелли и Седьмой сонаты Сергея Прокофьева. Среди счастливчиков, которым повезло присутствовать в зале, оказались и пятнадцать ребятишек – финалистов VIII фестиваля-конкурса фортепианной музыки имени Михаила Грушвицкого в Ракове. Они сидели на сцене затаив дыхание – буквально в нескольких метрах от своего кумира. 

Несмотря на подзвучку, неизбежную в зале такого формата, впечатление было огромным. И вот теперь появилась возможность услышать Мацуева как есть, без ухищрений звукорежиссера.
Правда, случилось это не сразу. Вмешался коронавирус. Но никакие противоэпидемиологические барьеры не помешали пианисту поучаствовать в открытии светомузыкального фонтана на Свислочи 3 июля 2020 года.

И вот теперь сольный концерт в Большом театре.  В программе – «Времена года» и «Думка» Чайковского, а также знаменитая си-минорная соната Листа. Мацуев играл с удивительной свободой и огромной эмоциональностью. Он не пытался потрафить ни ревнителям академизма, ни любителям музыкальных развлечений. Играл так, как хотел, полностью проживая каждую музыкальную эмоцию. 


Зал слушал с таким напряженным вниманием, в такой тишине, что муха бы прозвучала в ней как колокол. Никто не аплодировал между частями, тысяча человек превратились в слух. После сонаты Листа пауза длилась почти минуту, и лишь затем зал разразился криками и аплодисментами. В благодарность за это пианист подарил публике четыре (!!!) биса, последним из которых был его любимый «Танец горного короля».

После концерта мне удалось переброситься несколькими словами с человеком, который аплодировал эмоциональнее всех.  

– Ну что ж, люди дождались! Можно всех поздравить – праздник состоялся! — воскликнул он. — Мацуев, как всегда, экспрессивен, великолепен, блистателен. Недаром люди так долго ждали этого вечера!

Я спросила, как его представить.

– Виталий Черненков, большой любитель искусства. Это самое высокое звание на земле! 

И он прав. Любитель, любящий во многом выше профессионала. Мацуев показал, как в высочайшей степени соединить то и другое. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter