Актер Валентин Смирнитский всех своих героев играет с улыбкой

Бывших мушкетеров не бывает

Позитив, харизма, самоирония — три составляющие актерского дара Валентина Смирнитского

Авторитет «народного мушкетера» Советского Союза, гурмана и жизнелюба Портоса, воплощенного на телеэкране Валентином Смирнитским, по-прежнему крепок, как такой же приснопамятный советский портвейн «777». Правда, самому народному артисту России нынешним летом исполнилось только 77. И сегодня звезда кино и сериалов предпочитает более благородные напитки.

Актер счастливой «Щуки»

Родился Валентин Смирнитский в Москве. В 1965-м окончил «Щуку» и в театр, и в кинематограф входил в прекрасную романтическую пору «оттепельного» искусства. Пожалуй, родись он на десятилетие раньше, и его киношная судьба была бы совсем иной. Может, режиссеры и не сразу заметили бы его озорной и лукавый взгляд. Примечательно, что вместе с ним в театральном училище азы лицедейства постигали будущие звезды — Андрей Миронов, Анастасия и Марианна Вертинские, Валентина Малявина, Инна Гулая и даже Никита Михалков, правда, позже отчисленный и поступивший во ВГИК. С Михалковым у Валентина Георгиевича даже есть общий фильм — культовая городская одиссея Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» по сценарию Геннадия Шпаликова. Правда, у Смирнитского там лишь эпизод в отделе грампластинок.

После окончания училища молодой актер пошел работать в Московский театр имени Ленинского комсомола (с 1991 года — «Ленком»), которым в то время руководил Анатолий Эфрос, тяготевший к классике и подробному проживанию чувств на сцене. Любой ровесник мог бы позавидовать такому репертуару Смирнитского: Треплев в «Чайке», Андрей в «Трех сестрах», мольеровский Дон Жуан, Кассио в «Отелло», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Кочкарев в «Женитьбе». Наверное, именно Эфроса можно назвать главным театральным режиссером его жизни. После того как Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, Смирнитский перешел туда вслед за ним и проработал там до 1985 года. Но то ли по складу дарования, то ли из-за характера Смирнитского сложно назвать театральным артистом. Хотя были еще работы в театре «Детектив» у Василия Ливанова,  экстравагантном Театре Луны Сергея Проханова, позже появились и антрепризы.

Четверо смелых

В кино после «Я шагаю по Москве» последовали более значительные роли, заметные в фильмах «Последний месяц осени», «Двое», «Королевская регата». Комедия Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка», спортивная лента Виктора Садовского «Удар! Еще удар!», военно-приключенческие фильмы «Щит и меч» и «Адъютант его превосходительства» показали, сколь разносторонне дарование Смирнитского.

В 1978 году состоялось судьбоносное событие в жизни актера: режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич пригласил его на роль Портоса в свой музыкальный телефильм «Д’Артаньян и три мушкетера». Хотя, как признавался Валентин Георгиевич в недавней программе «Линия жизни», никто не отнесся к этой работе серьезно. Актерский состав все время менялся, режиссер никак не мог найти своего д’Артаньяна. Вот в чем точно был уверен Смирнитский, так это в музыке Максима Дунаевского, которая уже звучала в виде мюзикла с театральной сцены: для картины он дописал еще несколько композиций.

Как ни громила критика фильм после премьеры, успех для актеров оказался оглушительным — песни Дунаевского запели на улицах, картину растащили на цитаты. После Юнгвальд-Хилькевич снял несколько продолжений мушкетерской саги, которые, к сожалению, в популярности не могли сравниться с первым фильмом. Портос в исполнении Валентина Смирнитского — эпикуреец и жуир, он был центром душевного здоровья этой телеэпопеи: не впадал ни в меланхолию, как Атос Вениамина Смехова, ни в приступы гнева д’Артаньяна в эмоциональном исполнении Михаила Боярского. Крылатая фраза «я дерусь, потому что я дерусь» стала философской квинтэссенцией характера этого обаятельного обжоры, способного пожертвовать жизнью ради друзей.

Артамонов, ко мне!

Пожалуй, больше таких ярких костюмных историй, как мушкетерская сага и ее продолжения, в фильмографии Смирнитского не было. Ему все чаще предлагали роли современников. Интересен был образ Павла Лукова в лирическом фильме «Отцы и деды» Юрия Егорова по сценарию Аркадия Инина. В картине три поколения семьи Луковых пытались найти общий язык и решали общие проблемы в атмосфере озорства и сердечности. Отца главного героя играл уже умудренный опытом Анатолий Папанов.

Интересным получился образ цеховика Смирнова в детективе Вениамина Дормана «Разорванный круг». Предельно точно Смирнитский сыграл нескладного позднесоветского обывателя с говорящей фамилией Артамонов в трагикомедии «Артистка из Грибова» режиссера Леонида Квинихидзе по сценарию Эмиля Брагинского. Артамонов — актер-неудачник, все еще не теряющий надежды получить крупную роль, требовал у своей бывшей супруги деньги за то, что не жил в ее квартире.

Нечто подобное довелось воплотить и в комедии «Аэлита, не приставай к мужчинам!» Георгия Натансона. Вообще, Смирнитскому часто предлагали сыграть не очень приятных персонажей в конце 1980-х. Фильм был снят по пьесе Эдварда Радзинского «Приятная женщина с цветком и окнами на север». Бывший сожитель главной героини Аэлиты, которую сыграла Наталья Гундарева, по фамилии Апокин тоже постоянно скандалил, делая упор на уязвленное мужское самолюбие, и обвинял доверчивую Аэлиту во всех своих бедах. Если пересматривать эту картину сегодня, она кажется невероятно наивной, ее не отнесешь к явным удачам Натансона, как, например, «Еще раз про любовь» (тоже, кстати, снята по пьесе Радзинского), тем не менее мужские типажи и образ времени переданы в фильме весьма точно.

Не теряется в галерее пестрых образов фильма Михаила Козакова «Визит дамы» (экранизация пьесы Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы») и Доктор в исполнении Валентина Смирнитского. А дальше был дубляж иностранных фильмов, мульт­фильмов и телесериалов, что стало для актера настоящей отдушиной (примечательно, что его неудачник Артамонов в «Артистке из Грибова» тоже занимается озвучкой). Плюс работа в многочисленных сериалах.

Сиеста для Портоса

Увы, видеть Валентина Георгиевича воочию удалось лишь единожды — в гастрольном спектакле «Слухи» по пьесе американского драматурга Нила Саймона. Обилие звезд на один квадратный метр поражало воображение (Елена Сафонова, Владимир Стеклов и др.), но Смирнитский все равно приковывал к себе внимание вальяжностью и энергией. Было видно, что он купается в этой пусть и легкой развлекательной, но все же предельно честной по отношению к зрителю драматургии и не пытается запудрить нам мозги ложной многозначительностью. И все-таки жаль, что зрелому Смирнитскому не довелось сыграть на сцене Свидригайлова или старшего Карамазова. Ах, какие это могли бы быть роли! Что же вы, господа режиссеры, прошляпили такого актера! Хотя, как признавался он в одном из интервью, в какой-то момент желание независимости перевесило желание выходить на театральные подмостки.

В его жизни было всякое: четыре брака, смерть сына Ивана от передозировки наркотиков, минуты безверия в себя… Но жизнелюбивая натура Валентина Георгиевича победила весь негатив. Мне нравится, как благородно он входит в элегантный возраст, как красиво стареет, как сидит в Испании на веранде своего скромного домика и, попивая любимое белое вино, смотрит на море. Возможно, в эти минуты он вспоминает свою бурную молодость, съемки в саге о мушкетерах. А может, мечтает о новых проектах, которые, хочется верить, непременно возникнут.

КСТАТИ

Фильму «Королевская регата», в котором Валентин Смирнитский сыграл одну из главных ролей, в этом году исполняется 55 лет.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter