Бывают в жизни радости

Выставка «Мир стекла», открывшаяся вчера в Национальном художественном музее, вполне может компенсировать отсутствие полноценной зимы, который год не балующей нас своей хрустальной красотой...

Выставка «Мир стекла», открывшаяся вчера в Национальном художественном музее, вполне может компенсировать отсутствие полноценной зимы, который год не балующей нас своей хрустальной красотой. А заодно ясно даст понять, что за последние 100 лет другой стала не только зима, но и мы сами.


За 125 лет своей истории стеклозавод «Неман» накопил немало артефактов, красноречиво отражающих ту или иную эпоху. Экспонаты выставки заняли в музее почти весь этаж, примерно столько же пришлось отправить обратно на завод — не хватило свободных площадей. И это только небольшая часть того, что хранится в фондах единственного в Беларуси музея стекла, созданного здесь 30 лет назад. Музея, кстати, весьма популярного, ежедневно принимающего десятки экскурсионных групп. Только теперь необязательно ехать на Гродненщину, чтобы восхититься мастерством стеклодувов позапрошлого века и наших дней — выставка стекла в Национальном художественном музее продлится до конца новогодних праздников.


— Технологии, конечно, совершенствовались, но способ производства стекла остался неизменным со времен Римской империи, — рассказывает художник–дизайнер Елена Ткачева, демонстрируя довольно архаичные на вид приспособления, выставленные в первом зале музея. Здесь же экспонируются старинные образцы продукции стеклозавода — или, правильнее сказать, гуты с единственной стекловаренной печью, выстроенной в 1883 году на берегу Немана учениками мастеров знаменитого Дятьковского завода. Тогда гутами называли стеклодувные мастерские, сейчас гута — это все, что создается с помощью стеклодувной трубки, поясняет Елена Викторовна. А еще Гута — популярное название населенных пунктов в Беларуси. Лично я знаю несколько таких — в Брестском, Круглянском, Барановичском и Кировском районах... Говорят, поблизости даже сейчас можно раскопать раритетные аптекарские пузырьки или пивные кубки. Но лишь одной из этих старинных гут суждено было стать крупнейшим в СССР, а теперь и в СНГ производством стеклянной посуды.


В общем–то почти все, что выставлено сейчас на первом этаже музея, — та же посуда. С той лишь разницей, что современные художественные образцы не предназначены ни для чего иного, кроме выставок или, в крайнем случае, украшения претенциозных интерьеров. А 100 лет назад воздушные сахарницы в форме лебедей и изящные фруктовницы причудливых форм были вполне заурядными деталями быта. Искусство и повседневность тогда еще не стали почти противоположными по значению понятиями...


К слову, старинные технологии производства изысканной посуды в металлических формах были в ходу у нас почти до войны.


— А потом поменялись стиль, ритм жизни, и старые формы уничтожили, — сетует Ткачева. — Зато теперь знаете что происходит? В Европе такие же старинные заводы, как наш, где эти формы сохранились, снова пытаются их эксплуатировать! Почему забытый модерн, винтаж разный повсеместно входят в моду? А потому, что мир устал от упрощенного уклада своей слишком сложной жизни...


Понятное дело — в перегруженной всевозможной информацией повседневности все больше хочется туда, где жизнь проста и безыскусна, а недостаток будоражащих событий компенсируется изощренными декорациями... И если кому–то покажется, что современные художники относятся к этому с иронией, создавая декоративные блюда в виде яичницы с кетчупом или вазы, стекающие со стола в самом буквальном смысле, тут же рядом легко обнаружить и нечто совершенно иное. «Пойманный ветер», «Осколки южных гор», «Цвет граната» — это всего лишь несколько названий творчества сегодняшних стеклодувов, зримо воплотивших свои мечты о чем–то большем...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter