Всего три месяца остается до юбилея «Сельской газеты». В преддверии круглой даты даем слово ветеранам нашей редакции

«Бывало, после наших статей руководители лишались должностей»

Они в разное время были причастны к выпуску свежих номеров: ездили в командировки, искали героев публикаций и писали статьи, вычитывали тексты, верстали полосы и даже руководили коллективом. Словом, слагали все вместе вековую историю нашего общего издания. Наши ветераны получают на дом каждый свежий номер «СГ». Поэтому им есть что сказать о современном облике и наполнении газеты. Конечно же, интересны их рассказы о редакционных буднях минувших лет. В праздничном, приуроченном к юбилею номере мы познакомим своего читателя поближе с теми, кто входит в современный коллектив.

Коллектив «Сельской газеты» празднует 70-летие. 15 января 1991 года.

Совершенству нет предела

Один из самых опытных ветеранов старейшего издания — Альберт Стряпчий. Выпускник факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в этом году с женой Майей Ивановной отметил бриллиантовую свадьбу, 60 лет совместной жизни. Оба лауреаты премии «Золотое перо» Белорусского союза журналистов. С 1972 года Альберт Игоревич нашел свое призвание в «Сельской газете» — «Белорусской ниве». Был ответственным секретарем, заместителем главного редактора. В «сельчанке» дневал и ночевал 36 лет.

Звонок коллеги застал 81-летнего бывшего журналиста в добром здравии. Говорит, хотя возраст и накладывает определенный отпечаток, но стараются вести привычный образ жизни. С учетом пандемии приходится быть осторожными. Но в то же время от некоторых привычек Альберт Игоревич отказываться не спешит. «Сельчанку» просматривает первой, пусть даже почти не осталось в ней сотрудников, с которыми ему довелось работать.

— Газета меняется, соответствует времени, не уходит от сложных проблем, — высказал нам свое экспертное мнение. — А исполнительское мастерство журналиста можно совершенствовать бесконечно.

Ветерану памятны рабочие будни, когда для журналистов нормой были постоянные командировки, в том числе многодневные, ведь транспорт был не так хорошо развит, как сейчас. Да и времени на создание свежего номера уходило очень много.

— Верстали обычно с большим трудом, подписывали номер в печать поздно, иногда ночью, — вспоминает собеседник. — То, что делается сейчас нажатием одной кнопки, требовало колоссальных затрат энергии. Случалось, идешь с работы утром, когда все только направляются на службу.

В то же время газета старалась давать актуальные материалы, с колес, но запас в редакционном портфеле был, в «очередь» становились и штатные, и внештатные авторы. Во времена работы Стряпчего в газете было до десятка отделов, в каждом два-три сотрудника. Отдел партийной жизни, пропаганды и агитации, животноводства, земледелия, советского строительства, культуры, информации… Особенно значимыми в газете были письма, которые, по воспоминаниям Альберта Игоревича, приносили мешками. Причем не банальные жалобы, а просьбы разобраться, помочь в решении важных вопросов. Люди писали в расчете на то, что журналисты приедут, газета опубликует критический материал — и проблема в итоге будет снята. Неудивительно, что тираж достигал 150 тысяч экземпляров. А в то время, когда читатели получали свежий номер, секретариат уже жил следующим выпуском. Впрочем, такая практика во многом сохраняется и сегодня.

Альберт Стряпчий вручает кубок «Сельской газеты» по футболу. Сморгонь, 1973 г.

За критические статьи идеологи не раз вызывали на ковер

Многие читатели помнят нашего собкора по Витебской области Светлану Залесскую. Она работала в «Белорусской ниве» с 2004 по 2014 год (до самого ухода на пенсию). Как попала в редакцию, история любопытная.

— В тот момент работала корреспондентом витебской районки «Жыццё Прыдзвіння». Параллельно писала критические статьи для «Белорусской нивы». Опубликуют — и меня сразу же вызывают на ковер идеологи рай- или обл­исполкома: «Вы все правильно написали, но зачем выносить сор из избы?» Решительно отвечала: «Чтобы в других избах такого сора не было».

Светлана Евгеньевна полагает, что критический подход в журналистике, судя по всему, понравился руководству «Белорусской нивы». В районку приехал заместитель главного редактора Алексей Остапович и предложил стать собкором по Витебщине. Не поверила и ответила бойко: «Вот если позвонит главный редактор, тогда поверю». И Евгений Семашко позвонил. До сих пор помню первое редакционное задание — статью про Витебскую ветакадемию. Справилась. А дальше пошло-поехало. Работой все эти годы жила, случалось, по четыре часа в сутки спала.

Ключевые качества для собкора — огромная сила воли и организованность, считает Светлана Залесская. Коллеги вспоминают ее как ответственного журналиста — и норму строк выполнит, и с заявленной темой не подведет:

— Говорят, собкор — удобная должность: проснулся, сунул ноги в тапки — и на рабочем месте. Но размазня будет, а не собкор, если у человека нет самодисциплины. Нынешний главный редактор

Сергей Михович мог и в девять вечера позвонить: «На следующий день, Светлана, положите статью на стол». Я тут же набираю председателя райисполкома: «Еду утром первым рейсом по такой-то теме, встречайте». Отработаю, а по дороге домой в мыслях выстраиваю структуру статьи. Приехала — тут же отписалась. Вот и весь секрет, почему быстро сдавала материалы из командировок. Никогда не пугали ни трудности, ни расстояния — порой с десяток километров идешь до ближайшего автобуса из какой-нибудь деревни. А во время «Славянского базара» круглые сутки на ногах! Воодушевляло, что газете доверяли, читатели относились к ней как к авторитетному органу: позвонил — обязательно приедут, разберутся и добьются решения вопроса, если правда на стороне читателя.

По мнению Светланы Залесской, газета, которой она посвятила почти десять лет, похорошела в последние годы — отличается и заметным оформлением, и острыми заголовками, и качеством статей. В первую очередь Светлана Евгеньевна знакомится с полосой политики, читает колонки редактора. Оценила и его наблюдения из загранкомандировок, касающиеся передового опыта в сельском хозяйстве. Любит узнавать, как сельчане благоустраивают свои усадьбы, а предпочтение отдает статьям аналитического характера.

Приходилось узнавать сельскую жизнь вместе с газетой

С Лилией Григорьевной Поповой мы познакомились в день ее рождения — 29 сентября она накрывала очередной праздничный стол к приходу гостей. В свои 76 лет она весела, бодра и молода духом. На мой вопрос, часто ли вспоминает работу в «Сельской газете», именинница ответила не задумываясь:

— Конечно! Ведь я отдала ей почти 38 лет и считаю это большим счастьем. В «Сельскую газету» пришла молоденькой 21-летней девушкой в середине 1960-х годов. Мне сказали, что есть вакансия курьера. Через два-три месяца главный редактор Владимир Васильевич Матвеев вызвал и говорит: «Ну, что это ты здесь бегаешь курьером? Давай впрягайся, как все!» Так я, горожанка в пятом поколении, была зачислена корреспондентом. Приходилось узнавать сельскую жизнь вместе с газетой. Позже работала ревизионным корректором, последние годы — стиль-редактором.

Через нашу газету прошли многие писатели и лучшие журналисты. Вы прочтите материалы того же Виктора Леганькова или Михаила Шибалиса. Это же зубры журналистики!

Мы колесили по всей Беларуси, работали в единой сцепке. Я намного позже поняла: самое главное — наша газета очень многим помогала. У нас был большой ресурс и поддержка. Приходило огромное количество писем с жалобами от читателей, по которым мы выезжали в командировки. После журналистских критических статей лишались своих должностей некоторые, скажем так, нечестные руководители. И с моей подачи, помню, накануне Нового года сняли с должности одного такого.

Хотелось бы, чтобы вы добавили в «Сельскую газету» больше настоящей жизни, с ориентиром на людей. Чтобы не было холодных материалов.

ostapchuk@sb.by

yasko@sb.by

chasovitina@sb.by

Фото из личного архива героев.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter