Чем опасны бьюти-услуги на дому

Бьюти по больному

Пандемия многое изменила. Сейчас вместо салонов представительницы прекрасного пола предпочитают делать макияж, маникюр, депиляцию и прочие процедуры у мастеров на дому. Мол, очередей нет, да и цена ниже. Вот только всегда ли клиенты остаются довольны таким сервисом?

bigcartel.com

Сэкономленные деньги ушли на лечение

19-летняя студентка Марина перед новым учебным годом решила сделать маникюр. Цены на процедуру в салонах красоты начинались от 30 рублей. А поскольку у студента деньги никогда не бывают лишними, девушка попробовала поискать более бюджетный вариант. 

— Пошуршала в социальных сетях и нашла специалиста, который запросил за работу всего 5 рублей! Подруги уверяли, что хорошую услугу за такие деньги не получишь. Но фотографии работ профи экономкласса убеждали в обратном, и я рискнула. Тем более он находился в пяти минутах ходьбы от моего дома.

Окошек на процедуру было много. Как позже объяснила мастер, она только начинает путь в «ногтевой» индустрии, и клиентов у нее пока не слишком много.

— «Студия» располагалась в комнате жилой квартиры, — рассказывает Марина. — Там не было специального стола и стула. Но на эти недостатки, учитывая цену, я решила закрыть глаза. 

Студентка признается, что раньше никогда не делала профессиональный маникюр, поэтому ничего не знала про последовательность этапов в процедуре. Но ее длительность — более трех часов — все равно удивила:

— Половину этого времени девушка обрабатывала кутикулу и моделировала форму ногтя. При этом сетовала на то, что мои ногти совершенно не приспособлены к подобным манипуляциям. Этим объяснила и повреждение кутикулы на восьми из десяти пальцах. Кровь убрала ватным диском. Ни перекись водорода, ни спирт она не использовала. После нанесла розовый лак с перламутром и отпустила домой. 

Марина рассказывает, что процедура оказалась болезненной, но была надежда, что это временно: через день-два все пройдет. Вот только с каждым днем становилось лишь хуже, и сильно опух указательный палец:

— Понимала, что спиртовым раствором или перекисью водорода дело уже не исправишь. Обратилась к хирургу. Врач предложил удалить опухоль с помощью жидкого азота или лазера. В первом случае требовалось три сеанса, во втором все можно было сделать за раз. Выбрала второе: 15 минут — и опухоли нет. Подумала: ну вот, мучения закончились. Только не тут-то было. 

Еще полтора месяца бедняге пришлось прикладывать к поврежденному пальцу специальную мазь и перевязывать его бинтом. 

— Не передать словами, как корила себя за свой неразумный поступок, — говорит девушка. — Решила сэкономить, а в итоге отдала в разы больше на лечение. К тому же лишила себя комфортной жизни на полтора месяца. Одеваться, принимать душ, готовить — даже бытовые вещи делать с перебинтованным пальцем было неудобно. Не говоря уже о том, что на время лечения пришлось забыть о занятиях волейболом. Знакомые советовали — требуй возмещения ущерба у халтурщицы. Но честно, так намучилась, что не было сил вступать в перепалку. 

Марина — далеко не единственная, кто пострадал от неумех, работающих на дому. Впечатляющие истории можно встретить, например, в городском сообществе «ЧС Минска» во «ВКонтакте», где люди делятся отзывами на товары, услуги, магазины. Девушка решилась нарастить ресницы. Обратилась к «фее», как дама величает себя в Instagram. Вот только вместо «волшебного» результата за 30 рублей получила черные комки и склейки. Ну если бы только это: после снятия искусственных ресниц несчастная почти полностью лишилась собственных!

Еще одна клиентка обратилась к квартирному парикмахеру. Девушка мечтала о длинных наращенных локонах:

— Процедура стоила 85 рублей. В зеркале работа вроде выглядела неплохо... Но, приехав домой, я сфотографировала волосы при дневном свете и, увидев, что получилось, пришла в ужас. Мало того что виден переход с натуральных волос на наращенные, так они еще и зеленые! Деньги возвращать мне отказались. 

Известны также случаи, когда восковая депиляция заканчивалась ожогами, после косметического массажа оставались гематомы, а вместе с макияжем клиентки получали в виде «бонуса» кожное высыпание или глазной ячмень. Почему так происходит?

Рисунок Олега Попова

Получить профессию за месяц

Сегодня стать бьюти-умельцем очень легко. Интернет пестрит объявлениями о всевозможных курсах в данной сфере. Только в одном образовательном центре Минска предлагают сразу 15 программ. Научить наращивать ногти обещают за один месяц и 189 рублей. Сделать из вас парикмахера могут за такое же время и 219 рублей. Визажист, убеждают, получится из любого за 229 рублей. Обучение релакс-массажу обойдется в 350 рублей. Причем никаких базовых знаний не требуется. Обучить обещают с нуля. Заманивают клиентов так:

— По окончании курса вы получаете новую востребованную профессию и возможность хорошего заработка. И без проблем сможете трудоустроиться, ведь уже будете иметь не одну тройку собственных работ.

Оказание парикмахерских и косметических услуг физическими лицами в нашей стране не относится к предпринимательской деятельности. То есть будущим мастерам не нужно регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, вести какую-либо отчетность и учет. Они лишь производят уплату единого налога. Начальник главного управления развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам Сергей Шкут объясняет:

— До начала осуществления деятельности физическому лицу необходимо подать в налоговый орган уведомление с указанием вида деятельности, периода и места ее осуществления. Налоговый орган на основании представленного документа рассчитает сумму единого налога, которую следует уплатить до начала деятельности. Расчет производится исходя из установленных ставок единого налога. 

Например, на территории Минска для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, при реализации потребителям парикмахерских и косметических услуг применяется ставка в размере 99 рублей за месяц. 

При этом перед началом деятельности не нужно предоставлять в налоговый орган какие-либо документы, подтверждающие наличие определенных знаний и опыта в этой бизнес-сфере. Не обязаны граждане отчитываться и по поводу своего рабочего места. Можно трудиться на дому, выезжать к клиенту, арендовать помещение. Причем к этому самому помещению в отличие от салонов красоты и парикмахерских тоже нет никаких специальных требований по пожарной безопасности или соблюдению санитарных норм и правил. Как объяснили в Минздраве, СЭС осуществляет контроль только за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. С проверкой к частным парикмахерам и косметологам могут нагрянуть лишь налоговые органы. 

— При установлении факта осуществления деятельности без уплаты единого налога физическому лицу предъявляется требование к уплате единого налога в размере одной ставки. При повторном выявлении такого нарушения придется заплатить пять ставок, — комментирует Сергей Шкут. — Если физическое лицо не оплачивает налог в установленный извещением срок, оно подлежит привлечению к административной ответственности. 

Сегодня государство предоставляет достаточно лояльные условия тем, кто работает на дому. Другое дело, что пользуются этими условиями не всегда добросовестные лица, для которых на первом месте стоит зарабатывание денег. А вот профессионализм, качество предоставляемой услуги, комфорт клиента и даже личная репутация остаются где-то за бортом. 

bagiramurino.ru

Отскрабировать индустрию 

Мастер по депиляции Настя Стаселович в бьюти-индустрии уже восемь лет. За плечами — медицинское образование и десятки пройденных курсов, семинаров, онлайн-марафонов в сфере красоты. Говорит, начав осваивать новую профессию, теперь не может остановиться, чтобы не узнать больше:

— На дополнительное обучение уходят и деньги, и время. Зато я уверена, что смогу ответить на любой вопрос клиента и предоставить ему услугу максимально качественно.

К сожалению, такой подход не у всех. Некоторые получают корочку и сразу приступают к делу, не заботясь об углублении знаний. 

— Это легко объяснить. Людям хочется получить максимум прибыли при минимуме усилий и вложений. Знаю много коллег, которые прошли какое-то базовое обучение и работают по старой схеме пять, десять лет... В то же время в индустрии красоты постоянно появляются новые средства, методы, технологии. Порой то, что использовалось раньше, сегодня уже не только не актуально, но и не эффективно. 

Настя признается, что ей частенько приходится исправлять ошибки таких горе-профессионалов:

— Приходят ко мне и с жутким воспалением кожи, и с вросшими волосами… А все почему? Потому что многие мастера депиляции ограничиваются задачей «удалить волосы». А то, что они обязаны следить за кожей клиента после, забывают. Удалили волосы — и до свидания. Никаких советов, рекомендаций, подборов уходовых средств. Единственный совет — используйте скраб. И клиент начинает скрабировать воспаленные места, чего делать категорически нельзя. Неправильные действия могут обернуться негативными последствиями вплоть до ран и некрасивых темных пятен, от которых не так просто избавиться. Конечно, найдутся клиенты и у мастеров, принимающих за кухонным столом. Но, на мой взгляд, любой специалист должен заботиться о комфорте клиентов, чистоте рабочего места, стерильности инструментов… Это неписаное правило. Было время, и я работала дома. Но отвела для посетителей отдельную комнату, постаралась ее обустроить специальным образом. Человеку должно быть комфортно, иначе второй раз он к тебе не вернется. 

Настя вспоминает, что и сама однажды попала в руки недобросовестного специалиста: 

— Несколько лет назад нужно было срочно сделать маникюр. Увидела рекламу — подкупило, что ехать далеко не надо было. Записалась. А потом пожалела несколько раз. Мастер встретила в домашнем халате и с гулькой на голове. Процедуру она проводила на балконе — холодно, пыльно… Вот, правда, не знаю, почему я не ушла сразу. Вся эта атмосфера ввела меня в какой-то ступор, что я слово боялась сказать. Но мой сегодняшний совет клиентам — если что-то смущает, уходите сразу. 

Пишите письма

Председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Суша рассказывает, что к ним часто обращаются с жалобами на некачественное оказание услуг в бьюти-сфере. Речь не только о мастерах, работающих на дому, но и в салонах красоты. 

Недавно, например, разобраться в ситуации попросила женщина, проходившая курс массажа лица в одном из столичных салонов. Во-первых, клиентку возмутило хамское обслуживание и безапелляционное заявление, что массаж лица ей не поможет, если она параллельно не будет заниматься в фитнес-зале. Во-вторых, женщине стали навязывать дополнительные процедуры и уходовые средства — мол, без них эффекта точно не будет. Вот только после их применения у клиентки пошла аллергическая реакция. Женщина решила прекратить курс массажа и вернуть деньги за приобретенные, но неиспользованные процедуры. Однако в салоне эту просьбу восприняли в штыки. 

— Граждане могут требовать возврата денег за некачественную услугу, а также возмещения причиненного вреда, — говорит Анна Суша. — Единственное, в случае и с юридическими, и с физическими лицами мы советуем — не решайте вопросы посредством телефона. Пишите письменное заявление, делайте копию и направляйтесь с ним к тому, кто оказывал вам услугу. Или отправляйте заявление заказным письмом с уведомлением. И еще одна рекомендация. Прежде чем обратиться за оказанием услуги, внимательно изучите отзывы о салоне или мастере. Часто клиенты ведутся на скидки и акции, в итоге остаются недовольны результатом. 

Когда в стране принимался документ о самозанятых и планировалось упростить вход на рынок для визажистов, парикмахеров и других специалистов, предполагалось, что все они профессионалы своего дела. Но в действительности оказалось, что потребителю частенько приходится заживлять «раны», нанесенные такими умельцами. Причем делать это за свои деньги, так как в нашей культуре не принято обращаться в суды. Вряд ли выработка жестких требований к оказывающим косметические и парикмахерские услуги станет хорошим выходом из данной ситуации. Ведь это сильно усложнит работу самозанятых. Но очевидно, что контроль над их деятельностью нужен. И речь здесь не только о работе налоговых органов. Ведь, помимо денежного, есть вопрос и посерьезнее. И касается он здоровья и безопасности граждан.

ДОСЬЕ «НГ»

В 2019 году налоговыми органами был установлен 51 случай оказания физическими лицами парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру без уплаты единого налога. За 9 месяцев этого года в ходе проведения контрольных мероприятий было выявлено 77 таких случаев. 

МНЕНИЕ

Олег Семенчук, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам:

— Считаю, государство сделало большой шаг в сторону граждан, разрешив им оказывать косметические и парикмахерские услуги без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Знаю, такой возможностью воспользовались многие. Этот вид деятельности не требует наличия специальных помещений. Мастера могут принимать клиентов у себя дома. Это облегчает и оказание, и получение данных видов услуг. Порой, чтобы подстричься или сделать маникюр, нужно просто зайти в соседний подъезд.

Безусловно, упрощенные условия не отменяют ответственности перед клиентами и качественного оказания услуг. Ведь от этого зависит личная репутация и клиентская база деловых сограждан. 

Не думаю, что государство должно ставить самозанятых в какие-то рамки и предъявлять к ним дополнительные требования. Потребители сами решат, кому остаться на рынке, а кому нет. Именно они формируют спрос. В эпоху современных технологий сарафанное радио работает еще эффективнее. Если кого-то не устроит, как ему сделали маникюр, прическу или массаж, он тут же сообщит об этом в социальных сетях. 

В ТЕМУ

28 августа вступило в силу постановление Совета Министров от 25.05.2020 № 307. Документ утверждает новый перечень процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность. В нем четко прописано, что лазерная эпиляция, равно как и массаж, галотерапия, термотерапия в спа-капсуле и десятки других процедур, относится к лицензируемой медицинской деятельности. Проводить такие процедуры можно только в заведениях с медицинской лицензией. А вот на дому самозанятые могут оказывать такие услуги, как маникюр и педикюр; депиляция; стрижка, укладка, окрашивание, выпрямление волос и подобное; бритье, подравнивание и стрижка бород, усов, бакенбардов; макияж; наращивание ресниц; гигиеническая чистка кожи и косметический массаж.



ОПРОС

Анастасия Савицкая, студентка ВГТУ:

— В период пандемии стрижки и прически делаю у знакомого мастера. Признаться, остерегаюсь ходить в это время в парикмахерские — риск заразиться там выше. Да и за стоимость салонной стрижки можно приобрести красивое платье. Зачем переплачивать? А вот маникюр и педикюр уже больше года делаю сама. Приобрела лампу, гель-лаки и балую себя раз в две недели новыми дизайнами. В данном случае я уверена в стерильности инструмента, да и результат всегда радует. 

Валерия Иванова, журналист: 

— Косметические процедуры никогда бы не пошла делать на дому. Лицо доверяю только салонным специалистам, при этом очень тщательно изу­чаю их репутацию. Все-таки и в салонах можно нарваться на дилетанта. К тому же часто там работают на поток, стремятся взять как можно больше клиентов. Очевидно, что качество услуг в таком случае оставляет желать лучшего. 

Зорина Чадович, инспектор по кадрам:

— Мне нравится, что есть возможность сделать маникюр, массаж, прическу или депиляцию у умельцев на дому. Это и удобно, и значительно дешевле, чем в профес­сио­нальных салонах. При этом работают на себя зачастую очень хорошие специалисты. Обращаюсь исключительно к проверенным мастерам. Они знают: если выполнят процедуру плохо, им же хуже — клиент к ним больше не вернется. 

Ксения Панасюк, визажист и бровист:

— Никогда не пошла бы к мастерам на дому. Я бы чувствовала себя так, будто пришла к постороннему человеку в гости. Но это еще полбеды! Знаю много страшных историй про доморощенных мастеров. Рисковать здоровьем определенно не стоит.

Из салона в суд

Недавно суд Заводского района Минска защитил права и законные интересы клиентки салона, взыскав в ее пользу компенсацию морального вреда за некачественное окрашивание волос. После обесцвечивания и окраски волосы женщины были ­сожжены и начали выпадать прядями. Клиентка, сообщает БЕЛТА, обратилась к руководству салона с требованием возместить моральный вред, а также оплатить лечение, реконструкцию волос, стрижку, но получила отказ. В суде было доказано, что услуга была оказана некачественно. Салон обязали выплатить клиентке компенсацию в размере 300 рублей и возместить судебные расходы — 100 рублей. 

infong@sb.by

Фото pixabay.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter