В мире происходят масштабные интеграционные процессы. Однако цели у них по обе стороны Атлантики — принципиально разные

Бьют своих, чтобы чужие боялись

В Кыргызстане прошло расширенное заседание Евразийского межправсовета. Цель евразийской экономической интеграции проста и понятна — создать условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проводить согласованную экономическую политику. Это позволяет существенно усилить конкурентные преимущества наших производителей. На это направлены все переговорные процессы в ЕАЭС. 

Василий Гурский

На повестке дня — утверждение перечня изъятий и ограничений на внутреннем рынке, подлежащих устранению в 2021—2022 годах, согласование дорожной карты по реализации основных направлений и этапов скоординированной транспортной политики ЕАЭС и другие вопросы. Совершенно очевидно, что в современных международных условиях выжить и сохранить суверенитет в одиночку не получится ни у одного государства в мире. Поэтому потребность наших стран в конструктивном взаимодействии и взаимной поддержке значительно возрастает. 

Баланс интересов

Прагматичный, взвешенный подход подсказывает, что развитие международной экономической интеграции как в форме Союзного государства Беларуси и России, так и ЕАЭС должно идти и фактически идет по пути поиска компромиссов для достижения баланса интересов государств — членов интеграционного объединения. Интеграция наших стран нацелена на развитие сотрудничества. Постепенно вырабатываются и институционально закрепляются формы международного взаимодействия, приемлемые для всех сторон данного процесса. Поэтому согласование происходит медленно. Более быстрое продвижение может привести к ущемлению интересов отдельных сторон и, как следствие, нарастанию рисков дезинтеграции. 

Принуждение силой

Характерным примером быстрого согласования в практике международной интеграции стала трансформация НАФТА. Как известно, 30 сентября 2018 года США, Мексика и Канада пришли к трехстороннему торговому соглашению, получившему наименование ЮСМКА: Соединенные Штаты — Мексика — Канада, (United States — Mexico — Canada, USMCA), призванному заменить действующее с 1 января 1994-го Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Пересмотр соглашения проводился по инициативе Дональда Трампа, который называл НАФТА самым плохим торговым договором, заключенным США, и угрожал выйти из соглашения в одностороннем порядке. 

Процесс согласования условий североамериканской интеграции начался 16 августа 2017-го и длился чуть больше года, в течение которого со стороны США применялись различные меры принуждения в отношении партнеров. Вынуждая партнеров идти на уступки, 31 мая 2018 года США ввели повышенные тарифы на импорт стали и алюминия (соответственно 25 и 10 процентов). В числе пострадавших оказались мексиканские и канадские металлургические компании, для которых рынок США является приоритетным. 

Когда в марте 2018-го после седьмого раунда трехсторонних переговоров они зашли в тупик, Трамп перевел многосторонние переговоры в режим двухсторонних договоренностей и предложил заключить двухстороннее американо-мексиканское соглашение. Уговорить Мексику пойти на уступки оказалось проще. К 27 августа 2018 года все спорные вопросы с этой страной были урегулированы. Для Канады был определен крайний срок (deadline) возможной договоренности — 30 сентября 2018-го. Переговоры, на которых Канада вынуждена была уступить требованиям США, завершились за несколько минут до установленного Дональдом Трампом срока. Стиль переговоров прекрасно изложен в книге «Дональд Трамп. Искусство сделки»: «Выявлять слабые места вашего противника и давить на них. Можно применять агрессию, доводя все до крайности и отступая, надеясь, что противник будет вынужден согласиться на сделку, которая принесет пользы больше вам, чем ему».

NEWSONEPLACE.COM

Американский стиль

США откровенно продемонстрировали, что свои интересы ставят превыше всего и считаться с интересами партнеров не намерены. В новом соглашении был увеличен уровень региональной локализации для автомобильной промышленности с 62,5 до 75 процентов. Это ощутимо затрагивает интересы мексиканских и канадских предприятий, которые будут вынуждены сократить импорт более дешевых (по сравнению с американскими) автокомпонентов из стран Азии и Европы. Существенно повысились требования к уровню оплаты и условиям труда рабочих, занятых в автомобильной промышленности, что лишает Мексику основного конкурентного преимущества — дешевой рабочей силы. Был увеличен разрешенный объем онлайн-импорта в режиме duty free. 

Основным бенефициаром стали компании США, которые уверенно лидируют в развитии цифровой торговли в Северной Америке. В текст договора был включен пункт, исключавший любые ограничительные меры в отношении американских финансовых компаний и банков, а также пункт о расширении доступа сельхозпроизводителей США на канадский продовольственный рынок. В новый договор включено беспрецедентное положение о том, что торговый альянс одного из партнеров с государством нерыночной экономики (имелся в виду Китай) дает право двум другим участникам ЮСМКА в течение шести месяцев выйти из соглашения и заключить между собой двухсторонний экономический пакт. Тем самым США минимизировали возможность размещения производственных мощностей КНР в Мексике или Канаде для входа на рынок США с «черного хода».

Заметим, ни одного положения, улучшающего условия торгово-экономических отношений для Канады и Мексики, введено не было. Некоторые пункты старого соглашения Канаде и Мексике удалось сохранить, однако здесь в большей мере сказалось влияние американских компаний, заинтересованных в сохранении североамериканской зоны свободной торговли и профсоюзов, чьи работники зависели от экспорта в Мексику и Канаду.

Дональд Трамп определил подготовленный документ как «прекрасное соглашение» и заявил: «ЮСМКА — выгодная сделка для всех трех стран, которая исправляет многие недостатки и ошибки НАФТА, широко открывает рынки для наших фермеров и промышленников, снижает барьеры на пути американских товаров и объединяет три великие нации в конкурентной борьбе с остальным миром». 

Как говорится, почувствуйте разницу.

Василий ГУРСКИЙ, директор Института экономики Национальной академии наук
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter