Бюро добрых слуг

...Оказывается, проблемы придорожного сервиса еще не решены. Наоборот, проблемы эти — впереди...

Двадцать девятый километр трассы М6 (Минск — Гродно). Слева, если ехать из столицы, небольшое кафе и магазин. Справа — стоянка, канава и скелет забегаловки, которая стояла здесь с середины 90–х, а недавно сгорела дотла. В этом пепелище при желании можно разглядеть метафору обновления — ведь в последние годы придорожный сервис перезагрузился, оживился, стал наконец–то развиваться. Мы уже не вспоминаем о пресловутой пропорции «100 к 1», когда желающий заняться бизнесом у дороги должен был пройти через сто инстанций. Забыто, кажется, и обидное определение — «сервис на обочине». Но ситуация на 29–м километре, где минский инвестор решил навести порядок, а столкнулся с непониманием и безразличием, к сожалению, снова возвращает нас в недалекое прошлое. Оказывается, проблемы придорожного сервиса еще не решены. Наоборот, проблемы эти — впереди.


Но обо всем по порядку. Виктор Повзун, гендиректор минской турфирмы, услышал по телевизору о том, что придорожный сервис у нас в фаворе, что он льготируется и поддерживается, и решил диверсифицировать бизнес. Выкупил фирму, которая владела двумя захудалыми «пунктами общественного питания» (по–другому и не назовешь) неподалеку от Ракова.


Место предприниматель, как казалось ему вначале, выбрал выгодное. Рядом с кафешкой, которая сгорела, — стоянка, на ней регулярно паркуются водители автопоездов. Значит, клиентура обеспечена.


— Хорошо, если бы здесь построили что–нибудь стоящее, — рассказал мне один из «дальнобойщиков», пан Анджей, который остановился на стоянке, чтобы отдохнуть. — Регулярно езжу по этой трассе. Дороги у вас хорошие, но — пустые. «Голые», как деревья в ноябре. У нас в Польше, когда едешь на Берлин, кафе через каждый километр — справа, слева... И все работают, никто не обанкротился.


Поляк отправляется в путь, а Виктор Повзун продолжает рассказывать о планах. В нескольких шагах от стоянки родник — проезжающие по трассе автомобилисты часто останавливаются здесь, чтобы набрать воды. Криницу можно облагородить, убрать отсюда банки–склянки. Еще дальше — стена леса. За деревьями, если пройти несколько метров, бобровая плотина. Это и вовсе идеальный объект для туризма. Если территорию огородить, убрать мусор, поставить беседки и мангалы, сюда можно даже иностранных туристов привозить.


Но основным объектом инвест–«композиции» В.Повзун намеревается сделать кафе — аккурат на месте нынешнего пепелища. Эстонские специалисты нарисовали для него проект. Солидное двухэтажное здание, с банкетным залом, душем, комнатами отдыха... Рядом бизнесмен решил организовать шиномонтаж — услуга в дороге нужная и на наших трассах все еще редкая. По крайней мере, на гродненской таких пунктов единицы.


Такие вот планы, основанные на серьезных вложениях. Для местных властей — находка. Инвестора, казалось бы, надо брать за руку, водить по кабинетам и каждые полчаса предлагать чай с пирогом — чтобы вдруг не передумал и деньги свои в другое место не перевел.


Изучив спрос, просчитав окупаемость проекта, В.Повзун и отправился в инстанции с твердой уверенностью, что делает государственно важное дело. Разве могут в таком случае быть заминки с разрешениями и согласованиями? Оказалось — могут. Причем самые неожиданные.


Когда человек желает заняться бизнесом всерьез, он, понятно, рассчитывает передать дело детям и внукам. То есть построиться капитально. Но дорожники, к которым Повзун обратился первым делом, огорошили: разрешение выдается только на временное строение. Потому как в соответствии с одним из постановлений капитальные сооружения можно возводить не ближе чем в 50 метрах от кромки дороги. «Какой же это придорожный сервис?» — удивился предприниматель. Сел за бумаги и обнаружил, что в другом документе к объектам придорожного сервиса относят «капитальные строения, размещающиеся в придорожной полосе». Противоречие? Ничуть. Ведь третий документ протяженность этой полосы устанавливает четко — 100 метров.


Ладно, подумал инвестор: отступлю. Но оказалось, что чуть дальше, в канаве, проходит газовая труба. От нее тоже надо отойти на определенное расстояние. Благо с газовиками вопрос решился быстро. Но, отступив и от трубы, предприниматель уперся в Гослесфонд. «Хотите нашей земельки? Обращайтесь к руководству страны!» — бодро и со знанием вопроса отрапортовали лесники.


Отступать бизнесмену больше было некуда. Но он попытался еще раз. Опять безрезультатно: дорожное начальство снова объяснило предпринимателю, что разрешение на капстроительство дать не может. Районное развело руками и отправило в лесхоз. Там посоветовали все–таки найти компромисс с дорожниками. Порочный круг, в котором заплутал не один наш инвестор, замкнулся.


— Чиновники просто боятся брать на себя ответственность, перестраховываются. А предложение работать на птичьих правах звучит несерьезно. Мне остается разве только поставить кафе на пневмоподушку, чтобы в случае чего перевезти в другое место, — горько шутит Виктор Повзун. — Вот вам и льготы. Вот вам и поддержка.


В  поисках ответа, почему инвестору на трассе не рады, я прошел по тому же кругу. В Минском лесхозе признали: о ситуации на 29–м километре знают. Да, лес там неопрятный, замусоренный — но все из–за отсутствия на остановочном пункте контейнеров для мусора.


— Мы периодически наводим порядок, но времени и сил не хватает — площади слишком большие, — вздыхают лесники. — Поэтому мы только «за», чтобы там появился хозяин. И вопрос с выделением участка на землях Гослесфонда тоже решаем. Для этого инвестор может обратиться официально в органы. Например, в райисполком. Согласовать там, потом с облисполкомом. Пожалуйста, кто против!


В отделе торговли и услуг Минского райисполкома меня также заверили, что развивать придорожный сервис желающим всячески помогают. Инвесторов здесь ценят, уважают, ждут. Да и вообще: район в Минской области — лидер по заключенным инвестдоговорам.


И только в РУП «Минскавтодорцентр» четко и без красных слов объяснили что к чему.


— Возводить капитальные сооружения в зоне 50 метров от кромки дороги запрещено! — категоричен начальник технического отдела Олег Водянович. — И это не наша прихоть. Любое другое размещение создает проблемы для потенциального развития дороги, для перспективы.


А какая она, перспектива? По словам специалистов, не исключено, что скоро трассу расширят до трех полос в каждом направлении. Случиться это может и через год, и через два, и через пять, и через десять...


— Если мы согласуем документы и человек построит капитальное сооружение, а потом его вдруг придется сносить и выплачивать компенсацию, то государство понесет урон, — продолжает О.Водянович. — В случае же с 29–м километром, как мне кажется, предприниматель, приобретая бизнес, просто недостаточно изучил законодательство, другие документы — договор аренды земельного участка, например. Говоря проще, его банально «кинули». При чем же здесь дорожные организации?


Действительно, ни при чем. И про урон государству тоже ясно. Но разве потеря инвестора — не урон?


Еще нюанс. Проедьте из Минска по любой дороге, ведущей в областной центр, — многие кафешки, вполне «капитального» вида, стоят рядом с трассой, впритык, явно в «запретной» зоне. В чем секрет и в чем загвоздка? Выходит, одним строить можно, а другим — запрещено?


Четкого ответа на этот вопрос я не получил. Хотя Иван Ярошевич, начальник дорожного отдела «Белгипродора» (это предприятие является головной проектной организацией в области проектирования автомобильных дорог), предположил: построены они с нарушениями и в случае надобности — т.е. расширения — будут снесены. Можете представить, какой удар это нанесет по зарождающейся сфере придорожных услуг...


Рассказал И.Ярошевич и еще об одном любопытном парадоксе. Оказывается, «кинуть» инвестора могут не только бизнес–партнеры, но и исполнительная власть.


— Как у нас бывает? Предприниматель сначала идет в исполком, где специалисты нередко абсолютно не разбираются в вопросе и не видят перспективы развития дорожной сети. Там он получает участок — а отвести ему могут тот, который исполкому сейчас не особо и нужен. После этого предприниматель начинает собирать техническую документацию. Обращается к нам — и сразу возникают вопросы. Оказывается, там будет развязка, здесь расширят дорогу. Нельзя строить! Поэтому, прежде чем заняться подобным бизнесом, советую потенциальным инвесторам обращаться в «Белгипродор».


Хм... А не слишком ли сложная процедура? Не много ли здесь подводных камней? И не стоит ли уважаемым дорожникам четче формулировать свои планы, согласовывая их со специалистами на местах? Или интересы дороги — безусловно, важные, государственные — перекрывают все иные?


...По трассе мимо сгоревшего кафе, где мог и, хочется верить, все еще может появиться объект придорожного сервиса европейского класса, пролетают автомобили. Кто–то остановится, сбегает в лесок по нужде, поедет дальше. Такой вот уровень... Типичный пока для наших дорог. Почему инвестора, который желает этот уровень поднять, заставляют пятиться, будто он рак или иное членистоногое, нам сказать сложно.


И вроде бы все верно — согласно постановлению А и распоряжению Б. Как бы и по инструкциям все. Только вот с позиции здравого смысла — бестолково. Быть может, если привести в порядок землю, сделав полезное дело, законными методами нельзя, то пора пересмотреть законы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Олег Пшанцев
Транзитной стране жизненно необходимо развивать придорожный сервис. Мне очень часто приходилось слышать высказывания, похожие на те, что автор привел в статье. Кто-то удивлен тем, что дороги не имеют сервисного наполнения, а кто то жалуется на чиновничий беспредел.<br /> <br />
Мне кажется, у нас в стране слишком большой процент властной вертикали, которая только и знает, что «следует букве закона». Для них в любой ситуации важно исполнение предписаний, а то что эти предписания противоречат здравому смыслу их не интересует. В общем, пора браться за реформирование госаппарата.
светлана
Сколько не писали о проблеме придорожного сервиса, наших чиновников, по-моему, это не сильно расшевелило. Это действительно, как пишет автор, замкнутый круг. Только кто его разомкнет, кто подумает об инвесторах и простых людях, которые ездят по дорогам и тоже хотели бы видеть их в чистоте и порядке? Чтобы в пути можно было остановиться и комфортно отдохнуть, пообедать, сходить по нужде не в лесок, а благоустроенное для этого место.
Гражданин
Поднятая тема конечно интересная. Журналист вопрос попытался изучить. Но все равно как то однобоко информация излагается, не все подводные камни описаны. Опять у нас почемуто чиновков виноватыми делают - вроде как житья от них нет никому. Купил человек фирму, решил что то "стоящее" построить, то есть бизнес развить "Солидное двухэтажное здание, с банкетным залом, душем, комнатами отдыха... Рядом бизнесмен решил организовать шиномонтаж — услуга в дороге нужная и на наших трассах все еще редкая". <br /><br />Что еще нужно проезжая по дороге, а еще для полного удовольствия на бобров посмотреть и водички из кринички попить. Лепота.<br /><br />А давайте на проблемму 29 киллометра дороги с другой стороны посмотрим. Стояла хибарка у дороги метрах в 5-ти (6-ти) метрах от проезжей части дороги. И сгорела наверное от попавшего в окно окурка, выброшенного из проезжающей по дороге машины. Слава богу наверное никто из ее посетителей за время существования хибарки под колесами машины не погиб или не остался без обеда при столкновении машины с "объектом сервиса". <br /><br />А господин журналист не задавался вопросом как можно реализовать на находящемся на дороге и арендуемом земельном участке размером 2х2, все задуманные инвестором планы . И кому нужен стоящий прямо на дороге сервис. Наверное есть любители кушать шашлычок занюхивая гарью из выхлопной трубы или спать в гостиничке построенной прямо на дороге. Или нужно развивать цивилизованный придорожный сервис, такой например как в Германии. Где стоящих на прямо на магистральных дорогах объектов днем с огнем не сыщеш. Стоят они как то подальше от дороги, там где воздух почище и шуму поменьше. И все оно там выглядит цивилизованно и статейки в газету никто не заказывает. <br /><br />Понимаю так. Есть в правовом государстве ЗАКОН и он должен выполнятся всеми. И думаю разрабатывался он и принамался и утверждался отнюдь не дураками. Жить надо всем по закону а не понятиям.<br /><br />И инвестору я понимаю никто не отказал, а толково все обяснили и про дополнительны земельный отвод и про существующие строительные и другие нормы. Но вот только деньги уже вложены и как оказалось наверное зря. И обидно как то становится до мозга костей. И все вокруг виноваты и чиновники и Законы и государство только не я сам. ТОЛКОВО и грамотно господин инвестор нужно подходить к вопросам. Не можеш сам найми людей.<br /><br />Строят же другие инвесторы по действующим законам и вопросов у них не возникает и землю им отводят (даже лесного фонда) и размещают свои объекты подальше от дороги. И почемуто получается все у людей. Зайди на сайт обл или райисполкома и найдеш кучу предложений готовых земельных участков, согласованных со всеми заинтересованными и не заинтересованными. Выбирай на свой вкус.<br />
АЮВ
Болтаем про "ЭТО" уже лет десять. И сколько ещё будем болтать? "Жаль только жить в это время прекрасное уж не придется ни мне ни тебе". Стихотворение, кстати, поэт написал тоже о дороге 200 с лишним лет назад. Правда, о железной. Не смешно!
Дмитрий
Ну не знаю...В Витебске у нас больших проблемм не было с выделением земли. Обратились к власти с предложением выделить земельный участок, объяснили где присмотрели. Через два-три дня туда приехала целая комиссия чиновников всякого уровня. Как оказалось на облюбованном участке и газ и ЛЭП и шоссе рябом проходи и от всех объектов надо отсупить по 50 или 100 м в итоге и строить то негде было, но нам оперативно предложили участок несколько в ином месте. Заключили инвестиционный договор и строимся.<br /> <br />
Чиновников тоже понять надо. Если прямо запрещено стороить, то как они могут разрешение дать? Так, извините, кандалы им светят...Хотя чиновников наших уже тоже, на мой взгляд, излишне запугали, они уже боятся элементарные решения принимать без оглядки на вышестоящую инстанцию. Все боятся каких-то проверок. До смешного доходит...Я, говорит, могу вашу проблему решить за 1 день, но буду ее решать неделю, т.к. законом установлен срок рассмотрения вашего вопроса 7 дней и если я его рассмотрю за 1 день у наших доблестных органов правоохранительных возникает подозрение в коррупции со всеми вытекающими неприятностями :)))
Гражданин
Не нужно обсуждать властную ветикаль. У нее свои задачи. И предписания предписаниям рознь. Законов у нас много и много хорошего в них написано. И еще раз хочу повториться - Если ВСЕМ жить по ним и соблюдать их ,начиная от чиновников всех рангов, бизнесменов и инвесторов, до простых граждан (которые и есть самые законопослушные) то порядка в государстве было бы гораздо больше. Или лучше строить все что захочется и там где захочется. Разместить заправочную колонку и саму АЗС в двух метрах от окон дома. Я думаю что это ни кому не понравится и жильцы первые будут протестовать. Но ведь это может быть объектом придорожного сервиса, совмещенным с сауной, бассейном, бутиками ну и все другое, что инвестор пожелает. Или прийти в ВАШ дом со своим уставом и творить там все что захочется. Но ведь это тоже Законом запрещено и чиновники его исполнение контролирую. Так давайте господа и эти законы пересмотрим. Ведь они тоже кому-то жить и творить мешают.<br /><br />В моих комментариях убрали последнюю фразу о том, что не полностью разобрался журналист в вопросе и не полностью осветил вопрос. Тема, применительно к ситуации, подана так как горячее будет, а не так как есть на самом деле.<br /><br />Если сам в галошу сел то начинай прежде всего с себя и не ищи виноватых. Объективно нужно смотреть на вещи и правильно оценивать ситуацию. А слабо господа журналисты напечатать в вашей газете правдивую историю и мнение про придорожный сервис, только взгляд с другой стороны, в том числе и про придорожный сервис на 29 километре с нормальными фотографиями и без умозаключений журналиста, предоставив право формировать мнение самому читателю. Напечатайте мнение Интернет форума по вашей статье. <br /><br />А то "основным объектом инвест–«композиции» В.Повзун намеревается сделать кафе — аккурат на месте нынешнего пепелища. Эстонские специалисты нарисовали для него проект. Солидное двухэтажное здание, с банкетным залом, душем, комнатами отдыха... Рядом бизнесмен решил организовать шиномонтаж — услуга в дороге нужная и на наших трассах все еще редкая" не дают построить на обочине дороги да на пепелище и 4-х квадратных метрах.
Петра
Любопытная дискуссия получается. Чиновникав дескать обидели! Закон типа тут не уважают! А вы можете мне объяснить - обычному человеку, который ездит по этой дороге 10 лет каждый день, - почему при наших СОВЕРШЕННЫХ по вашему законах там творится бардак? Почему грязный лес, куда действительно противно заходить? Почему крыница эта загаженная? Мы как-то с сыном там гуляли, я знаю. Слабо вам, товарищ гражданин, навести порядок на 29-м километре? То-то. Поэтому не беритесь судить.<br /><br />А если судите - так наведите. Но в этом случае, вы конечно скажете - это лесники должны. Или районные власти. Или черт лысый. Но только не ВЫ. Куда вам...Вам законы оберегать надо.<br /><br />Пока у нас к любой инициативе будут относится таким образом, будем бегать за кустик.<br /><br />Хотя чего с вами спорить - все ровно не поймете
Гражданин
А не гадить в лесу не пробовали. А то позиция интересная я нагадил, а ты убери. Опять крайних ищем. В первую очередь с себя начинать нужно.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?