Республиканский бюджет-2016 исполнен с профицитом

Бюджетный расчет

В Правительстве сейчас обсуждают основные направления бюджетно–финансовой и налоговой политики на будущий год. Разработаны два сценария развития — целевой и консервативный. Первый из них соответствует тем целям и задачам, которые были одобрены на пятом Всебелорусском народном собрании и вошли в Программу развития до 2020 года. Консервативный сценарий предлагается использовать для формирования бюджета–2018. Чтобы прогноз получился максимально точным и приближенным к жизни, важно учесть массу факторов, в том числе проанализировать исполнение бюджета–2016, что и было сделано накануне на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам с участием представителей министерств.


Справедливости ради надо уточнить, что исполнение бюджета проходило в непростых внешнеэкономических условиях. Снижение мировых цен на нефть и калийные удобрения, сложная ситуация у наших основных торговых партнеров, недопоставки российской нефти во втором полугодии сказались на макроэкономических параметрах и соответственно повлияли на наполняемость госказны. В частности, в бюджете–2016 планировали цену на нефть 50 долларов за баррель, а она не дотянула до 42 долларов. Пришлось на ходу вносить коррективы, оптимизировать расходы и привлекать дополнительные доходы. В итоге удалось сохранить устойчивость и сбалансированность бюджета.

— Доходы составили 17,8 миллиарда рублей, расходы — 16,8 миллиарда, — озвучила ключевые финансовые результаты глава профильной парламентской комиссии Людмила Добрынина. — Профицит в один миллиард рублей направлен на погашение долговых обязательств государства. При этом сохранились социальная направленность бюджета и поддержка реального сектора экономики в части возмещения процентных ставок по кредитам.

От первого заместителя министра финансов Максима Ермоловича мне удалось узнать, что бюджет на будущий год также будет формироваться по консервативному сценарию, исходя из мировых цен на нефть 43 доллара за баррель. При этом государство намерено и впредь своевременно и в полном объеме осуществлять платежи по погашению и обслуживанию своих долговых обязательств. К слову, на начало года госдолг составил 39,2 миллиарда рублей.

— Это 41,7 процента ВВП при пороговом значении 50 процентов, — конкретизировал Максим Ермолович. — Такой уровень долга является управляемым и обслуживаемым, но дальнейший его рост может привести к дополнительным рискам. Поэтому Минфин и Правительство прилагают все усилия, чтобы ограничить рост госдолга и уменьшить долговую нагрузку на бюджет.

В частности, на рефинансирование наших долговых обязательств планируется направить российский кредит в размере 700 миллионов долларов. Проект кредитного соглашения уже готов. В Минфине не видят сдерживающих факторов и для выделения Беларуси четвертого транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития. Он предназначен для создания условий по выходу страны на траекторию устойчивого роста через повышение качества экономической политики. Продолжаются и переговоры с МВФ о новой программе сотрудничества.

Со вчерашнего дня Нацбанк в очередной раз снизил ставку рефинансирования — с 14 до 13 процентов годовых. Вот комментарий Максима Ермоловича по этому поводу:

— При сокращении инфляции снижение процентных ставок по вкладам и кредитам — вполне нормальный процесс. Все, кто ждет дешевых кредитов, должны ориентироваться на уровень инфляции. Когда уровень ставок в экономике будет ниже, чем инфляция, вот тогда мы можем получить отрицательный эффект. Сейчас этого не происходит. Ставка рефинансирования значительно превышает даже фактическую инфляцию за прошлый год, при том, что прогнозные инфляционные показатели еще ниже.

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter