Эксперт: задача по ускоренному развитию регионов входит в число приоритетных

Бюджет поддержит инвестора в районах

На заседании Совета Министров о функционировании экономики в условиях санкций и мерах по их преодолению 9 августа Александр Лукашенко еще раз напомнил, что в каждом районе в зависимости от наличия трудовых ресурсов надо создавать небольшие предприятия: «По крайней мере, чтобы не было притока из регионов в Минск… Туда надо уходить — в эти города, районные центры. Там надо создавать нормальную жизнь. То есть рассредоточить людей».

Тема регионального развития должна перестать быть модной, а стать рабочей для людей, которые решили ею заниматься всерьез. Мода изменчива: сегодня в моде регионы, завтра — IT-страна, послезавтра — зеленая экономика. И так до бесконечности с традиционно невысоким результатом. Именно поэтому Президент перед Правительством ставит задачу системного подхода к развитию экономики и государства в целом.

Георгий ГРИЦ. Фото из архива. 

Ускоренное развитие регионов с населением более 80 тысяч человек входит в число приоритетных задач. Результатом ее реализации должно стать снижение межрегиональной дифференциации, то есть различий в уровне доходов между малыми и крупными населенными пунктами. Во исполнение данного решения в Минэкономики разработан системный документ — проект концепции государственной политики регионального развития Беларуси. В его основу положены два блока — экономический и социальный.

В экономическом блоке концепции отражены основные тенденции регионального развития на современном этапе, предусмотрены возможности для стимулирования развития производственного потенциала, инструменты для привлечения инвестиций.

Особое внимание было уделено проектам, отвечающим требованиям поручения Главы государства по созданию в каждом районе не менее пяти экспортно ориентированных производств на 100—150 человек. Причем это не количественные показатели, а программы, которые учитывают сильные стороны той или иной территории: плодородные земли, ландшафт или хорошая сырьевая база для определенной отрасли. В итоге будет сформировано бизнес-портфолио региона, портфель проектов, которые можно предлагать инвесторам. Предполагается, что акцент будет сделан на углуб­ление использования местных ресурсов и наличие компетенций, привлечение инвестиций в новые производства.

Планируется расширить полномочия местной власти для поддержки создания новых предприятий и производств, в том числе предоставить им право самостоятельно определять меры в части распоряжения имуществом и земельными участками. К сожалению, не все регионы имеют в своем «портфеле» такие проекты. Для поиска новых районам необходимо более активно работать с отраслевыми министерствами, крупными предприятиями, Академией наук и бизнесом.

В то же время у профильных ведомств есть понимание, что одними льготами для привлечения частных инвесторов проблему не решить. Свыше 80 процентов территории Беларуси уже сейчас зона преференциального ведения бизнеса. Льготы есть, а бизнеса нет.  Причины в принципе известны, но, как говорится, воз и ныне там.

Не скрою, у так называемого либерального толка экспертов есть и альтернативное предложение. Они задаются вопросом: «Какой смысл в развитии территорий?» Не проще ли собрать население в дюжине региональных центров? Ведь с точки зрения экономии ресурсов на развитие инфраструктуры и социальной сферы это гораздо дешевле: проще иметь одну большую школу, чем десять мелких, разбросанных по большой территории. Есть пример Армении и Греции, где в столичной агломерации проживает более половины населения страны.

Тем не менее с точки зрения обеспечения экономического освоения территории, доступа к ее природным, сельскохозяйственным и рекреационным ресурсам, а также сохранения контроля над этой территорией смысл в активной региональной политике есть. И большой.

Недаром в зарубежной практике наработан достаточно обширный перечень инструментов стимулирования инвестиционной активности с целью выравнивания уровня развития территорий. И контроля за целевым использованием средств, выделяемых в рамках таких механизмов.

Хотелось бы привести некоторые рекомендации из аналитического отчета, подготовленного в торгово-промышленной палате Берлина с привлечением нескольких немецких исследовательских центров, в части методических подходов по реализации региональной политики в странах ЕС.

Во-первых, там считают, что нельзя все отдать на откуп стихии рынка. Стратегические направления необходимо планировать, особенно в области структурной перестройки отраслей, перспективных технологий, научно-технического прогресса и т. д.

Для последовательного продвижения к намеченным целям необходимо усилить координирующую роль государственных органов управления в определении приоритетов развития, регулировании имеющихся ресурсов, что позволит значительно повысить эффективность проводимых преобразований. Но переход к устойчивому развитию — процесс весьма длительный, так как требует решения сложных по масштабу социальных и экономических задач.

В НИЭИ Минэкономики внесли ряд новшеств, эволюционных даже по европейским меркам. В проекте отражено такое новшество, как бюджетные трансферты. В Правительство внесен проект указа о механизме их действия. Суть его в том, что, когда инвестор вносит свои капитальные вложения, по итогам реализации проекта (определены три ступени) ему возвращается часть денег из бюджета. Тем самым компенсируются его затраты. При этом, если инвестпроект реализован в менее развитом регионе, величина бюджетных трансфертов больше, в более развитом — меньше.

Как следствие, отстающие регионы Беларуси предлагается рассматривать как бизнес-проекты, территории перспектив. К управлению которыми стоит привлекать не столько чиновников, сколько профессиональных менеджеров. Дело, как говорится, за малым — осталось реализовать все эти задумки.

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter