Бюджет образования и хозяйский подход

Анатолий Тозик: Сфере образования нужно перераспределить ресурсы

В экономике сферы образования нужно перераспределить ресурсы. Такое мнение высказал на заседании итоговой коллегии Министерства образования заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик.

По его словам, в Беларуси экономика образования системно не анализируется. «Меня порадовала своим выступлением директор гимназии, которая предложила не увеличивать потоки финансирования, а изменить их направления. И это правильно: нужно рационально, по-хозяйски распределить средства, которые выделяются на отрасль, и те, которые сфера образования зарабатывает сама», — отметил он.

Вице-премьер предложил проанализировать и оптимизировать систему общего среднего образования. Тут он видит несколько проблем, в их числе низкая наполняемость классов в сельской местности. «Типичная ситуация: в первом классе сидит один школьник, и к нему приходит один учитель, в той же школе в десятом классе одна ученица, и к ней приходят шесть учителей. Нужно подойти к каждой ситуации взвешенно и подумать, целесообразен ли такой расход бюджетных средств», — сказал Анатолий Тозик.

Он также считает необходимым обсудить вопрос принципа поурочной оплаты труда учителя: «Большинство стран мира такого принципа не придерживаются. В основном оплачивают рабочий день — сюда входит все, что делает учитель как педагог и как классный руководитель. Возможно, нам также стоит подумать о таком виде оплаты труда учителя».

Заместитель премьер-министра поднял и проблему документооборота. Еще в сентябре шел разговор о том, что документооборот в школе очень велик.

Подводя итоги заседания, Анатолий Тозик подчеркнул необходимость принятия решения о создании нового квалификационного уровня — учитель-методист. При этом важно проанализировать деятельность институтов повышения квалификации и переподготовки кадров: вице-премьер убежден, что около 20 % финансирования отрасли используется впустую. «Ведь по всей стране в таких структурах работают несколько тысяч человек, но за последний год в правительство не поступало ни одного серьезного предложения от них, — сказал он. — Это странно, когда учителей собирают на курсы по предмету «Черлидинг». Такие занятия, возможно, и нужно проводить, но не за счет бюджетного финансирования».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter